Юлия Малахова • "Российская газета", 23 августа 2004 года • 23.08.2004

Прощай, Мордаунт...

Главная / Пресса / Сезон 28

8 августа Виктору Авилову исполнился 51 год. А через тринадцать дней его не стало.

Актеров со столь выразительном лицом в современной России не было и нет. Виктор Васильевич обладал столь ярким обликом, что даже издатели книг любили ставить его фото на обложки романов в стиле фэнтези и эзотерических штудий. Сам Авилов как-то признался, что увлекался экстрасенсорикой и даже вылечил одну девушку...

В одном интервью заслуженный артист России заметил, что полжизни ходил мимо "Мосфильма", но снимать его начали на киностудиях Киева, Ленинграда, Свердловска и Одессы... Сниматься в кино начал вопреки запретам Валерия Беляковича, друга детства и руководителя Театра на Юго-Западе (где на Авилова шли, а не на спектакль). Мало кто помнит, что начиналась его кинокарьера в "Маскараде" Лермонтова, что сняли на Ленинградском ТВ. Там он играл Арбенина. Зрители вспоминают его по роли в "Господине оформителе" и "Узнике замка Иф". Реже говорят о прекрасных его работах в "По траве босиком" и "Любви к ближнему". Помнят Мордаунта из "Трех мушкетеров", чей демонический образ, как говорил актер, напоминал ему самого себя.

А еще были блистательные работы в театре: у билетной мафии постановки в Театре на Юго-Западе были приравнены к спектаклям Большого - такой был аншлаг на "Гамлета", "Носорогов", "Калигулу". И кому, как не Авилову, играть Гамлета? Такие пронзительные глаза, кажется, наше кино теряло лишь однажды - с уходом неповторимого Дворжецкого... У Авилова в кино часто не было дублеров. Французы считали его сумасшедшим, когда его граф Монте-Кристо в ноябре в холод и непогоду плыл возле Марселя так долго, как надо было оператору и режиссеру фильма. Эта безумная преданность делу могла прерываться лишь приступами болезни. И, выходя из больницы, он продолжал работу над новыми проектами. На видео вышло "Гражданское пари", была работа над германским кинофильмом "Царевна-лягушка" (конечно, ему досталась роль Кощея Бессмертного!) и съемки в телепередачах. Несыгранного осталось все же больше. И нам Авилов с его бездонными пронзительными глазами, воландовской улыбкой и длинной пажеской прической останется как память об утраченном...

Юлия Малахова • "Российская газета", 23 августа 2004 года • 23.08.2004