Ольга Лаврова • журнал Ваш досуг, № 35 (280), 9-15 сентября 2002 года • 09.2002

Протезы для Карениной

Главная / Пресса / Сезон 26

10, 11 и 12 сентября в Театре на Юго-Западе режиссер Валерий Белякович представляет премьеру спектакля «Анна Каренина-2». Пьеса Олега Шишкина – дикая фантазия на тему: что было бы, если бы в страшной катастрофе Каренина выжила
Давным-давно продолжения романов сочинялись, если этого хотели читатели. Сейчас в этой области заметны новые веяния. Писатели и драматурги придумывают продолжения классики независимо от желания читательской аудитории. Молодой писатель Олег Шишкин сочинил пьесу – продолжение «Анны Карениной».  Даже те, кто никогда не читал роман русского классика, знают, что Анна погибла под колесами поезда. Шишкин решил: если в романе прямо не написано: «Анна умерла», значит, красавица осталась жива. Согласно его версии, Каренина выжила, потеряв глаз, руку и ногу. Попробуйте представить себе «Неизвестную» Крамского (говорят, именно такой видел Каренину Лев Толстой) без руки и без глаза.
Каренин пишет на примере трагической истории любви нравоучительный роман, выставляя собственную жену похотливой шлюшкой. Вронский, уехавший на Балканскую войну, теряет память и человеческий облик. А в Анну, вернувшую свою былую красоту благодаря чудесным протезам Карла Мюллера, влюбляется Левин. Впрочем, вскоре мы узнаем о его ужасной смерти. Так что многострадальной красавице ничего  не остается, как снова погибнуть, на этот раз от нравственного потрясения.  И случится это во время просмотра фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда».
Валерий Белякович, художественный руководитель Театра на Юго-Западе, собирается открыть сезон постановкой этой пьесы. «Почему бы и не похулиганить? Пьеса не умаляет достоинств первоисточника. Наоборот, те кто посмотрит спектакль, обязательно захотят перечитать или впервые прочитать роман Толстого», - считает режиссер. Одна из тем будущего спектакля: «понять, насколько человек зависим от прогресса – современных средств связи, разбивающихся самолетов и взрывающихся атомных лодок». История Анны Карениной – это сюжет  нового времени. «Скорость передвижения, получения информации отразилась на нашей этике. Паровоз и телеграф изменили мир в течение суток», - пишет в предисловии Олег Шишкин.
О внешнем виде героини до премьеры никому не удастся ничего узнать. Белякович тоже не собирается раскрывать секрет: «Возможно, на сцене будет сидеть целая и невредимая актриса и так рассказывать о своих протезах, что зрители ей поверят. Может быть, она подогнет ногу, как какой-нибудь инвалид – вокзальный симулянт. Возможно, мы придумаем что-нибудь еще».

Ольга Лаврова • журнал Ваш досуг, № 35 (280), 9-15 сентября 2002 года • 09.2002