Медленно, но неуклонно движутся старейшины Театра на Юго-Западе к юбилейным датам. Вот и Алексею Ванину исполняется 50 лет, из которых трудно сосчитать, сколько прошло на сцене, рядом с Валерием Беляковичем - главным и единственным режиссером артиста Алексея Ванина.
Десятилетия, кажется, ничуть не пригасили мощный, взрывной темперамент этого артиста, равно умеющего быть уморительно смешным и до слез трагичным. Алексей Ванин сыграл самые разные роли, среди которых были откровенные глупцы, подлецы, преданные своей идее люди, чистые и светлые юноши. Все было в его актерской биографии, кроме, пожалуй, одного: проходных эпизодов, невыразительных характеров. Он удивительно умеет молчать на сцене, зорко всматриваясь в окружающих, подмечая все детали, откладывая в копилку все мелочи. Когда следишь за Ваниным, отошедшим чуть в глубину сцены, всегда ощущаешь наполненность его существования, остроту реакций, по его взгляду словно читаешь подтекст не только персонажа, но всей мизансцены.
Театр на Юго-Западе родился как студия, и за прошедшие почти три десятилетия его жизни в стенах его жизни в стенах этого подвала сохранился живой студийный дух, который как раз и берегут актеры "первого призыва". Их осталось уже не так много - в конце нынешнего лета не стало Виктора Авилова, ярчайшей звезды юго-западного небосклона, ушли из театра Сергей Белякович, Вячеслав Гришечкин. Но тем острее и жестче понимает Алексей Ванин своей долг служения. Он болеет всем, чем болеет его театр, Он дышит его воздухом, живет его ритмами.
Один из самых репертуарных артистов театра, Ванин постоянно играет - он занят в старых и новых спектаклях, работает без простоев. К юбилею он получил новую роль - в спектакле "Куклы", трагифарсе, сочиненном Валерием Беляковичем по мотивам пьесы испанского драматурга Хасинто Грау "Сеньор Пигмалион", Ванин играет одного из антрепренеров. Его герой, в отличие от своих коллег, умен, расчетлив, умеет, как хороший шахматист, предугадать ситуацию на несколько ходов вперед.
Такие персонажи в актерской копилке Алексея Ванина тоже были - но сегодня, с позиций возраста и театральной умудренности, артист находит очень точные и живые штрихи для того, чтобы его антрепренер приковал к себе внимание, заставил нас ловить этот внимательный, умный и цепкий взгляд человека, пытающегося понять: что судит ему большую выгоду?
До сих пор помнится его кавалер Риппафратта из "Трактирщицы" Гольдони. В финале этого удивительного спектакля, когда все вокруг водили веселый карнавал, в глубине сцены стоял он один, что-то неслышно бормоча, словно про себя еще раз проигрывая все, что приключилось с ним в этом трактире, не в силах выйти из своих переживаний и присоединиться к веселью.
Алексей Ванин не просто артист "первого призыва" Валерия Беляковича. Он - ратник того поля битвы за зрительские души, которое существует на театральной карте вот уже почти три десятилетия.