Валерий Романович Белякович в дополнительном представлении не нуждается. Народный артист России, режиссер, основатель Московского театра на Юго-Западе. Житель Тропарево-Никулино, депутат Муниципального Собрания района, невероятно обаятельный и энергичный человек.
- Кроме того, что вы режиссер, вы еще и депутат муниципального Собрания. Плюс ведете курс в ГИТИСе... Как вы успеваете все это совмещать?
- Я еще и художественный руководитель нижегородского театра "Комедiя" - забыли? Ну, это обычная работа. Все что-то делают.У меня кроме театра в жизни, в общем-то, ничего нет, поэтому мне в этой сфере что-то удается...
- Живете между двумя городами?
- Нет, я в Нижний не так часто езжу, так, иногда инспектирую. Это не слишком обременительно для меня, но, наверное, скоро закончится. Мне это надоело.
- Почему?
- Пусть они ищут человека, который сидит на месте и работает. Это все-таки не дело, что художественный руководитель приезжает раз в месяц. А мне уже тяжело после болезни мотаться туда-сюда.
- Как вам нравятся ваши студенты?
- Студенты у меня хорошие, молодцы. Они меня особенно не напрягают. Часть - актеры нашего театра: дочь Авилова, сын моего брата, Шура Горшков. Из Нижнего Новгорода студент - тоже мой актер. Из других городов ребята... Это же заочный курс, они только два раза в год по месяцу ко мне приезжают. Несколько актеров мы уже взяли к себе в труппу, так что это уже практически курс при театре, как, собственно, и задумывалось.
У всех должна быть перспектива, нужно развиваться и театру, и актерам. А я как руководитель должен думать о будущем. Вот Шура Горшков - прекрасный актер, на режиссерском учится. Решил в этом году набирать какую-то свою группу, Андрей Ярлыков из Нижнего Новгорода... Я вообще хочу, чтобы он стал главным режиссером их театра. Разбрасываю везде свои посевы и нашу школу на Юго-Западе.
А здесь в театре - как все режиссеры. Такая же бешеная профессия. Борис Иванович Равенских, мой учитель, говорил, что по каким-то критериям профессию режиссера можно сравнить с профессией летчика-испытателя.
- А депутатство-то вам зачем?
- Как зачем? Во-первых, я здесь живу уже давно. Я такой человек, который любит, чтобы во всем был порядок. Я создал здесь театр, которому уже скоро 30 лет. И душа всегда болит не только за страну, но и за конкретную малую Родину. Я в Вострякове в детстве жил, помню, какое здесь поле было - ни одного дома вообще, только метро. Я старожил, и, как говорила Жанна д'Арк, ели не я, то кто же? Когда жители мне предложили стать депутатом, я согласился. Особенно учитывая, что я хочу и свои корыстные какие-то цели реализовать.
Я хочу, чтобы мой район стал театральной частью Москвы, чтобы театральный центр был не только на Тверской. Сейчас мы на последнем заседании муниципального Собрания приветствовали создание школы-театра в Олимпийской деревне. Дай бог, будут строить. Если удастся, я построю здесь большой зал. Получится: два зала, школа-театр, зал, где находится театр народной песни - это уже довольно много.
- Вы называете это корыстными целями?
- Ну да, я как бы для себя это делаю. Такое строительство вокруг идет, так много людей вокруг. Для меня Юго-Запад - центр Москвы. Поэтому я хотел бы, чтобы это был полноценный район со своими культурными традициями. И мы, жители района, заложили эту традицию.
Если строительство нового зала театра пройдет... Сейчас там жители начинают выступать против. Не понимают, что просто так театр никто не будет строить. Будут строить дом, а за это - театр. А им дом не нужен.
Но мы полны надежд. И потом, мы же не варварским способом хотим театр строить. Проходим экспертизы, собираем документа. Если так судить, любое строительство кому-то мешает.
- Про школу-театр в Олимпийской деревне расскажите подробнее.
- Несколько дней назад на муниципальное Собрание к нам приходил автор этой идеи. Не помню его фамилию, знаю, что он тоже воспитанник Дворца пионеров на Воробьевых горах, нашего театра юных москвичей. На Собрание, кстати, приехал агитировать за это дело сам Борис Ефимов, ему 105 лет уже! Но настолько светлая голова у человека!..
Там будут строить практически то же самое, что мы здесь. Только там будет дом, в нем стилобат такой, и там зал. Но у нас для взрослых, а там - для детей. Много разных кружков по интересам, но все вокруг театра. Театр-школа. Они учитывают, что район застраивается, жителей больше, детей больше... Я с удовольствием увидел таких же сумасшедших, как я.
- Насколько вообще нужны району депутаты? Ведь муниципальное Собрание - придумка относительно новая, и не все жители района и округа понимают, зачем это нужно, какие задачи призваны решать эти люди?
- Ну как зачем? Страной ведь кто-то управляет? Президент, правительство. Депутаты на уровне города, московские депутаты, затем мы... Я в свое время был депутатом Гагаринского района, конечно, не всем могли помочь, но польза от нашей работы была. Это власть на месте. Я здесь живу, хожу, вижу, что где-то скамейки не там стоят и что-то нужно сделать, чтобы их не таскали, не ломали. Не Платонов же этим будет заниматься! Он мыслит районом, а я - микрорайоном. Может быть, конечно, что если разогнать всю эту шайку, ничего не произойдет, и так бардак. Но сейчас, по крайней мере есть кто-то, кому не все равно, что происходит а районе. И мы по мере сил делаем свое дело.
Я человек творческий, разгильдяй, можно сказать. Поэтому не ожидал увидеть таких заинтересованных депутатов, как у нас, думающих о своем районе. Они многое знают, постоянно интересуются, что происходит с речкой Очаковкой, например. Спорят о застройке: нужно - не нужно, где документы?
Поэтому я думаю, это не совсем пустое образование. Можно, конечно, критиковать устройство государственной власти в Москве. Но ведь пока ничего другого не придумали. А критиковать всегда проще, чем делать.
- С какими проблемами к вам приходят на прием?
- Ко мне не так часто приходят. Пишут больше. Вот, повадился один автолюбитель под окнами машину ставить, жильцы не знают, что с ним делать. Я пришел как раз в то время, когда он ставил машину, начал ему объяснять, сначала на уровне ора, мата, потом постепенно я его убедил так не делать. А потом вбили кол туда. Маленькая такая помощь.
Звонят жители дома, где наш театр, пишут письма: мешают стоматология, актеры. Шумят, курят, где не надо. Пришлось перенести курилку в другое место. Ребят попросил после спектакля вести себя потише.
Или еще роллердром. Ветераны написали письмо: немыслимо, что под окнами роллердром. Конечно, немыслимо, бездумно. Но мы не знаем пока, куда его перенести. Ищем площадку.
Опять же жалуются с этими скамейками несчастными на нашем "променаде". Молодежь их растаскивает туда-сюда. Я уже придумал, как это изменить: мне нужны цепи... На самом деле, нужно подумать, чтобы и молодежи было удобно, к забору их как-то правильно распределить. А молодым что- однажды эту скамейку неподъемную закинули на дерево!
Еще депутатская работа связана с работой комиссии по делам несовершеннолетних. Там приходится вникать во все дела, разбираться. Бывает, самых трудных приглашаю в театр, на спектакль. Все-таки польза. Когда о человеке проявляют минимальную заботу, души немножко распрямляются. А так тяжело смотреть. У нас район непроблемный, в общем-то, но есть и матери-одиночки, и брошенные дети.
Я очень уважаю тех, кто в комиссии работает, это женщины в основном. Стараюсь помогать им по-мужски.
- Заканчивается театральный сезон. Наверняка, у вас уже есть планы на следующий.
- Сейчас буду приступать к двум спектаклям. Первый - "Дракула" по роману Брэма Стокера. Мы должны были делать с Витей Авиловым. Но его не стало, а заноза такая осталась...
Еще с меня требуют: мол, жизнь тяжелая, дайте нам комедию какую-нибудь. Выбрали одну из самых играемых - "Слишком женатый таксист№ Рэя Куни. Не бог весть что, но комедия. Летом начнем, может быть.
- Может быть?
- Да, я после болезни сейчас осторожно планы на будущее строю.