Среди всех переживаний человека самое тяжёлое — смерть близкого человека. Это настолько страшно, что примирение с ней требует особых форм. Одну из таких форм предложил польский писатель Славомир Мрожек в пьесе «Вдовы» в 1992 году. Эта пьеса была сразу взята в репертуар российских театров, но вскоре ушла из них — время ещё не пришло.
Сегодня кажется, что режиссеры проявляют повышенный интерес к теме смерти. Максим Метельников в Театре на Юго-Западе провёл театральный эксперимент, получивший название «Дама, чьё место по центру». «Парадоксальное время рождает парадоксальное искусство», — уверен он.
В уютном арт-кафе театра Карина Дымонт, Ольга Авилова, Анна Рыкова и Егор Кучкаров под руководством Метельникова борются со смертью в течение полутора часов. Казалось бы, их жизнерадостность уже побеждает — но раздаётся звук бомбёжек и становится ясно, что незваная гостья — смерть, всё ещё здесь. Она продолжает таиться в поиске жертв повсюду, в том числе в углу уютных гостиных и кафе.
Облик смерти однажды видел каждый из нас, и никто его не забыл. Каждый покорно идёт к незнакомке, когда она приходит за ним. И это почему-то не мешает жить человечеству многие тысячи лет, и веками ставить пьесы для преодоления горечи смерти.
Пожалуй, действительно жанр театра абсурда способен незаметно и с юмором вовлекать нас в тяжёлый разговор. Благодаря бушующей энергии актёров, мы с улыбкой присутствуем на чьих-то похоронах. Видя «Даму, чьё место по центру», мы и не замечаем, что множество любопытных деталей истории осталось неизвестным — ведь что значат житейские мелочи, если смерть всё же пришла.
То ли комедия, то ли фарс — перед нами забавная и нелепая история двух семей, к которым приходит «Дама, чьё место по центру». Смешиваются мужья и жены, истории измен уходят на второй план, траур сменяется забавными историями и единственное, что сохраняет ценность — таинства жизней и смертей.
Каждая пара с удовольствием проживает жизнь, вдовы легко принимают смерть мужей, пытаясь найти ей простое толкование. Истинное значение всё равно ускользает от них, и разгадка перипетий ляжет на плечи зрителей. Для них, однако, сага о смерти может быть весьма приятным обрамлением вечера в арт-кафе.