Телезрители знают Максима Лакомкина по сериалам «Закон и порядок», «Институт благородных девиц», «Дежурный ангел». Театралы же прекрасно знакомы с ним по работам в Театре на Юго-Западе, где Лакомкин сразу на двух поприщах: актер и режиссер.
Максим прогулялся с семьей по окрестностям его любимого театра на проспекте Вернадского, 125, вместе с нашим корреспондентом.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «КУКОЛ»
- Максим, с 2010 года вы служите самой прославленной сцене Москвы – Театру на Юго-Западе. А как началось ваше сотрудничество с ним?
- Я окончил Нижегородское театральное училище, успел поучиться в Питере, поработал в Белгородском театре кукол и Нижегородском театре «Комедiя». И понял, что надо ехать в Москву. Приехал. Ходил-гулял, прослушивался в разные театры. С художественным руководителем Театра на Юго-Западе Валерием Романовичем Беляковичем мы познакомились и начали работать еще в Нижнем Новгороде, в театре «Комедiя». Он выпускал там спектакль «Куклы». В Москве я пришел к нему в театр на премьеру новой версии «Ревизора». А после спектакля мне посоветовали зайти к Валерию Романовичу, поговорить. Я зашел. «И чего ты тут шляешься?» - сказал Белякович. «Вот, - говорю, - в Москву переехал». – «А чего не у нас еще? Давай сюда приходи!» И я пришел. Довольно долго работал как артист.
- Какой была ваша первая роль в Театре на Юго-Западе?
- Тоже в «Куклах». Артист Виктор Алексеевич Борисов не смог поехать на гастроли, и меня срочно ввели на роль антрепренера Дона Олегарио. «Куклы» - очень известный спектакль, и играть я сразу начал в компании мастодонтов Алексея Сергеевича Ванина и Валерия Михайловича Долженкова. Такая вот классическая история театральная.
КОГДА ИГРАТЬ В СПЕКТАКЛЕ – ПЫТКА
- А почему перешли в режиссуру?
- Мне всегда было интереснее сочинять спектакли, чем играть. В природе настоящего артиста должен присутствовать элемент «самолюбования» в хорошем смысле. Баланс важно соблюдать, но чувствовать, что ты увлекаешь зал, и получать от этого удовольствие нужно обязательно. А я получаю удовольствие, когда сочиняю спектакль.
Дальше мой интерес к спектаклю постепенно, потихонечку уходит: давайте уже следующий сочинять! (Смеется)
- С чего началось ваше режиссерское поприще?
- У меня были долгие заигрывания с режиссурой. Мои педагоги в Нижегородском театральном училище меня сразу стали подталкивать в этом направлении. Возможно, они понимали меня больше, чем я сам. Может быть, какие-то задатки разглядели. Но сам я считал, что обязательно должен быть артистом. Не зря же я столько времени учился! Меня настраивали, науськивали и в конце концов почти отправили в ЛГИТМиК на режиссерский. Но я оттуда быстро сбежал, решил все-таки сначала поработать артистом.
- Художественный руководитель Театра на Юго-Западе Олег Леушин говорит, что играть в спектакле, который сам же ставишь, - пытка. А у вас был опыт, когда вы были актером в собственной постановке?
- Был. Плохой. В ковидный период наш актер Денис Нагретдинов заболел, и мне пришлось вместо него сыграть Сергея в «Циниках». Нормально все прошло, но я все-таки ставил спектакль на Дениса. Лучше него его роль не сыграю. Да и зачем?
ЛЮБИМЫЕ МЕСТА
- Какие у вас любимые места в нашем округе, помимо, конечно, Театра на Юго-Западе на проспекте Вернадского.
- Район Тропарево-Никулино. Было время, мы всем театром ходили на пикники в Тропаревский парк, праздновали дни рождения, отмечали праздники большой компанией, с гитарой. Было здорово. К тому же я достаточно долго жил на улице 26 Бакинских Комиссаров. Это прекрасный район, особенный.
ЖЕНА ВДОХНОВЛЯЕТ
- Ваша жена – актриса Театра на Юго-Западе Алина Лакомкина. Каково это – работать в одном театре со своей второй половинкой?
- Познакомились мы, когда играли пару в спектакле «Люди и джентльмены». Но не сразу сложилось. Союз двух актеров – это и плюс и минус. Конечно, я занимал Алину в своих спектаклях. Жена меня во многом вдохновляет, я люблю ее как женщину, как актрису и этого не стесняюсь. Хотя она считает, что я к ней на репетициях строже, чем к другим, отношусь.
- Говорите ли дома о работе?
- Конечно! Мы обсуждаем рабочие моменты, у нас нет никаких табу вроде «дома о работе – ни слова».
- Алина – дочь актрисы Театра на Юго-Западе Ольги Ивановой, которая вышла замуж за Олег Леушина. Помню, на юбилее театра Леушин сказал, что вы подарили ему классного внука. Расскажите, какого это – быть зятем худрука?
- Я не так давно стал зятем худрука. Мы до этого с Олегом Николаевичем долго работали и прошли очень непростой путь взаимоотношений. Было всякое: и мирились, и ругались. Обижались. Чего только не было. Это был удивительный путь происшествий и событий. Сейчас, как мне кажется, мы обрели гармонию, мир и спокойствие.
ПРЕМЬЕРА
«БЛАГОДАРЯ ГЕРОЯМ МЫ ЖИВЫ»
- 22 июня, в день памяти и скорби, в репертуаре Театра на Юго-Западе появился ваш спектакль по роману Бориса Васильева «В списках не значился».
- Роман Васильева очень подробный, идущий от земли, что ли, детализированный и для театра трудно адаптируемый. Поэтому такой у нас интересный поворот получился – мы сосредоточились на истории главного героя Николая Плужникова, и все события мы видим его глазами, проходим путь его становления. С одной стороны, это, конечно, эпос. А с другой стороны, мы стараемся сохранить немного хулиганскую авторскую иронию по отношению к своему персонажу. Плужников же в начале этой истории не идеальный персонаж. Он мальчишка, он не все еще понимает. У него есть только одно настоящее, искреннее, глубокое чувство – убежденность, что от того, как он лично себя поведет, многое зависит. Что его страна и планета в его руках. Это то, чего нам сейчас остро не хватает, на мой взгляд . Ощущения, что все в твоих руках.
- Это история о настоящем герое. А что такое героизм?
- В жизни всегда есть место подвигам. Я в детстве, ка и многие мальчишки, наверное, когда спать ложился, мечтал, что обязательно кого-то спасу, вынесу из пожара – ребенка или собаку. Но, конечно, в детском восприятии кажется, что убьют тебя не до смерти, не до конца. Мы этот пьедестал героя в детстве возим на веревочке. И пока вокруг ничего не происходит, пока мир не сломался, на нем стоять приятно и весело. А потом на нем стоять страшно. Эта дилемма возникает со временем. Мы все, я надеюсь, в мыслях готовы совершить подвиг, но очень бы не хотели, чтобы время подкинуло нам эту возможность.
- А время как раз и подкинуло.
- Да, и мне важно говорить об этом со сцены именно сегодня, в этом контексте. Мир стал чересчур «человекоцентричным» в смысле эгоизма. Это катастрофа, если мы мыслим так: есть я, мое благополучие, а все остальное и остальные немножечко за забором должны быть. Про любовь много говорим, про терпимость, про толерантность. Но не говорим об уважении. А уважение – это принятие права на существование другого человека со всеми его грехами и проблемами. Важно жить для кого-то, а не только для себя. Есть замечательная песня «За того парня»: «Я сегодня до зари встану…» Благодаря героям мы живы. Война очень ярко высвечивает в людях важнейшие качества: совесть, мораль, милосердие. Подвиг делает мир лучше. Просто пока все в порядке, мы об этом не думаем.
АКЦЕНТ
- Накануне годовщины начала Великой Отечественной войны, 21 июня, в вашем театре состоялся и концерт, посвященный этой скорбной дате.
- Да, мы пригласили всех собраться на площадке перед нашим театром. Были военные песни, полевая кухня. Мы показали и фрагмент нашего нового спектакля «В списках не значился». Думаю, в таки дни всем нам надо немного погрузиться в атмосферу того времени. Когда мы готовили спектакль, то прочли много историй, биографий, которые связаны с войной или которые оборвала война. Меня, например, поразила история Валентина Литовского. Помните, был такой старый фильм «Юность поэта»? Пушкина там замечательно сыграл 15-летний Валентин. В 1941 году 20-летний талантливый артист погиб, провоевав всего месяц. Герои всходят на пьедестал ради будущего. Если я выжил, значит, кто-то погиб – это, кстати, мысль Бориса Васильева. И всем нам не просто повезло родиться – мы живем благодаря кому-то.
Оригинал статьи можно прочитать тут