В театральной Москве можно сосчитать по пальцам спектакли-долгожители, также как и постановки культового романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Наличием и того, и другого в репертуаре, да ещё «два в одном» может похвастаться Театр на Юго-Западе: здесь уже 28 лет идёт «Мастер и Маргарита». Первый прогон спектакля Валерия Беляковича состоялся 21 мая 1993 года, а успех, спрос, восхищение и восторг публики сопровождают его на протяжении всей сценической жизни.
В 215 минут – такова продолжительность действия – режиссёр уложил практически весь роман (сокращены лишь эпизоды с второстепенными персонажами, например, со служанкой Маргариты или буфетчиком театра Варьете) и поставил спектакль на абсолютно пустой сцене. Декорацией выступают только огромные металлические щиты, своим гулом и грохотом знаменующие переход от сцены к сцене, из одной временной эпохи в другую, из Москвы в Ершалаим. Громкие металлические звуки передают и тревожную нервозность странного разговора на Чистых прудах, и бездонное отчаяние от несправедливого судилища над Иешуа Га-Ноцри, и сладостное очарование шумящей весенней Москвы, и безмолвную тоску одинокой влюблённой Маргариты, и жаркую атмосферу на балу у Воланда.
Утверждения о том, что рукописи не горят, москвичей испортил квартирный вопрос, факт – самая упрямая в мире вещь, и многие-многие другие, знакомые, правдивые и любимые, вылетают из стремительно меняющегося, то ироничного, то фантасмагоричного, то слишком трагичного, то до боли пронзительного действия. Кожей чувствуешь, как в московский быт врывается неизведанная, сильная и опасно-привлекательная энергия, сначала вовлекающая в библейский сюжет, затем раскрывающая оттенки борьбы и соседства добра и зла, потешающаяся над обывателями, наводящая на философские размышления. Обстановку разряжают хулиганские и забавные эпизоды, такие как осмотр поэта Бездомного профессором Стравинским, отправка Лиходеева в Ялту или получение телеграмм театром Варьете.
В спектакле задействовано около 30 артистов, каждый из которых ярко и выразительно живёт жизнью своего героя. Смертельным холодом и вековой мудростью притягивает к себе Воланд (Олег Леушин), жаждой справедливости и мужеством бороться за свою точку зрения поражает Понтий Пилат (Алексей Ванин), безбашенностью и недальновидностью навеяны действия Ивана Бездомного (Денис Нагретдинов), строга, горда, но при этом горяча в чувствах и преданна Маргарита (Карина Дымонт), ожидающая своего скромного, опустошённого от непризнания, невероятно талантливого Мастера (Евгений Бакалов). Насыщенная фактами и многочисленными поворотами увлекательная и глубокая история пролетает на одном дыхании, демонстрируя волшебство любви, силу компромиссов и искренность смирения.
Оригинал статьи можно прочитать здесь