Впервые Валерий Белякович поставил в Театре на Юго-Западе "Трактирщицу" К. Гольдони в 1980 году. Это был искрящийся юмором, шумный и веселый спектакль, который заканчивался неожиданно горькой нотой - посреди радостного карнавала стоял недоумевающий, разговаривающий сам с собой кавалер Рипафратта, блистательно сыгранный Алексеем Ваниным, и такое неодолимое одиночество овладевало им буквально на наших глазах, что трудно было сдержать слезы. Они лились сами по себе под жизнерадостную музыку Сан-Ремо, и казалось, что в самом контрапункте этой музыки и застывшей одинокой фигуры приоткрывается какая-то тайна, касающаяся нас всех...
Спустя два с лишним десятилетия Валерий Белякович вновь обратился к "Трактирщице" - на этот раз он поставил спектакль в нижегородском театре "Комедiя", назвав его "Tabernaria", сместив многие акценты и обострив, кажется, до полного абсурда наиболее забавные моменты - так, например, карнавальный "музыкальный сюрприз" Мирандолины состоит в том, что влюбленные в нее мужчины исполняют хрестоматийную арию из мюзикла "Нотр-Дам де Пари", насильно втаскивая в свой круг кавалера Рипафратта. Совсем недавно, оказавшись в Нижнем Новгороде, я своими глазами видела, как переполненный зрительный зал буквально взрывается хохотом, а к финалу затихает в неожиданной и недоуменной тревоге, потому что так же, как и в московском спектакле, при всей их несхожести, остается в одиночестве уже немолодой , седой человек, не понимающий: что же с ним произошло? Как это все случилось?..
И вот - премьера на Юго-Западе. Неукротимый Валерий Белякович вновь обратился к "Трактирщице", поставив третий и уже совершенно другой спектакль на основе Гольдони. Только теперь он называется "Карнавальная шутка", сыгран молодыми артистами труппы и... каким-то непостижимым образом настоян на ностальгии. Все те же мелодии Сан-Ремо звучат здесь в иной аранжировке - в самом начале спектакля словно чуть замедленно, как будто рождаясь в памяти, а потом уже возвращаясь к первоначальному ритму. И мы постепенно, шаг за шагом входим в пространство заново осмысленной, заново пережитой давней "карнавальной шутки", послужившей хорошим уроком всем тем, кто ее затеял, и тем, кто оказался невольными жертвами.
На этот раз у Валерия Беляковича получилась жестокая шутка - такие шутит с нами порой Судьба, и мы остаемся в одинокой растерянности перед произошедшим, чтобы потом долго-долго осмысливать: что же случилось? Как это все произошло? И почему - со мной?..
В спектаклях В. Беляковича последнего времени очень обострился этот мотив позднего осмысления, которое ничего не в состоянии изменить, а от того становится особенно горьким и тревожным. Жизнь течет без черновиков, ее не перепишешь набело - все случается однажды и навсегда. И для того, чтобы еще раз утвердить эту довольно банальную (но от того не менее болезненно переживаемую каждым) истину, Белякович снова выбирает текст Гольдони. Впрочем, на этот раз он оставляет от "Трактирщицы" разве что только канву - все переживается и проживается героями вовсе не так, как в классической итальянской комедии. Мирандолина (Карина Дымонт) и сама увлеклась неприступным кавалером, но боится себе в этом признаться, поэтому ее финальное решение отдать свою руку и сердце верному Фабрицио (замечательно, очень пластично играет Алексей Матошин) продиктовано, скорее, страхом, что сама она вот-вот не устоит перед разбуженной в шутку страстью. А кавалер Рипафратта (Олег Леушин) с самого начала фигура более трагическая, нежели комическая, - энциклопедист, ученый, презирающий женщин не просто так, а потому что в прошлом его есть некая глубокая драма, вызывает в финале не жалость, а подлинное сострадание - начавшись с розыгрыша, с невинной карнавальной шутки, вся эта история перевернула его душу. Олег Леушин за последние годы вырос в очень интересного, серьезного и глубокого артиста - пережитая им в спектакле гамма чувств сложна и по-настоящему высока.
В "Карнавальной шутке" играет, в основном, молодая часть труппы: Ольга Авилова, Елена Шестовская, Илона Барышева, но заняты и те, кто давно связал свою судьбу с Юго-Западом - Максим Шахет, Александр Горшков. Очевидно их удовольствие, их упоенность игрой, самим ритмом этой захватывающей, словно шквальный ветер, истории. Истории, которая только в последние минуты дает возможность задуматься над вопросами достаточно серьезными. Ведь все мы живем сегодня, словно среди карнавала, пытаясь время от времени спрятаться, укрыться в благословенной тишине, и порой забываем о том, что, как говорится в спектакле Валерия Беляковича: "С карнавала нельзя уходить. Он мстит".