Наталья Старосельская • газеиа "Культура", №22 (7782), от 30 июня - 6 июля 2011 года • 30.06.2011

С Юго-Запада на Тверскую

Главная / Пресса / Сезон 34

Решением Комитета по культуре Москвы Александр Галибин отстранен от руководства Московским драматическим театром имени К.С. Станиславского.  С нового сезона его возглавит Валерий Белякович. У Московского драматического театра имени К.С. Станиславского славное прошлое: в его истории немало замечательных имен режиссеров и артистов, прекрасных спектаклей. Но сегодня театр оказался на обочине столичной жизни - в зале до обидного мало зрителей, премьеры не становятся событиями. Судьба не слишком щедра на удачные встречи режиссеров с артистами. Обе стороны могут быть талантливы, но что-то не склеивается. А ведь в театральном деле едва ли не самой главной является именно счастливая встреча.

Валерий Белякович - не просто режиссер. Он - создатель Театра на Юго-Западе, его часто приглашают на постановки и мастер-классы в Америку и Японию, он ставил спектакли во многих московских театрах, в Пензе, Белгороде, Нижнем Новгороде и в ряде других российских городов. Театр на Юго-Западе побывал на гастролях во многих странах, исколесил вдоль и поперек российскую провинцию. В Москве у его театра есть не только страстные поклонники и почитатели, но и противники, не воспринимающие эстетику Беляковича, его яростный напор и сильнейший эмоциональный посыл. В этом нет ничего странного и шокирующего - вкусы и пристрастия у всех разные. Но отрицать, что Валерий Белякович - своеобычная театральная личность, не берется никто. Мастер парадоксов, неистощимый выдумщик, он часто хорошо знакомую пьесу так, как не видел ее никто до него. Он любит искать и находить материал вообще неизвестный и умеет тщательно, детально работать с артистами даже при своих легендарно коротких сроках выпуска спектакля.

Верный ученик Бориса Равенских, Валерий Белякович, нашел свой собственный путь постижения литературного материала и постановки спектакля. Он вообще достаточно щедро одарен от природы - сам всегда подбирает музыкальное оформление для своих спектаклей, почти всегда сочиняет сценографию, он прекрасно рисует и пишет любопытную прозу. И, конечно, со временем маленькие размеры юго-западной сцены стали ему узки. Поэтому он всегда с готовностью откликается на приглашение МХАТа имени М.Горького, пензенского, нижегородского, белгородского театров. Нередко его упрекают в том, что он "тиражирует" свои спектакли - порой в этих упреках есть доля истины. Но недавно удалось увидеть премьеру его постановки "Ромео и Джульетта" во МХАТе им. М.Горького. Это был принципиально другой спектакль, чем тот, что родился в Театре на Юго-Западе два десятилетия назад. Изменилось время, сместились акценты, большая сцена вдохновила режиссера на иной пластический рисунок. Может быть, сцена Театра им. К.С. Станиславского откроет нам нового, еще неизвестного Валерия Беляковича? В данной ситуации риск - не просто благородное, но необходимое и для режиссера, и для труппы дело.

Театр на Юго-Западе Валерий Белякович оставляет своему ученику и последователю Олегу Леушину - прекрасному актеру, который будет продолжать его дело.

Наталья Старосельская • газеиа "Культура", №22 (7782), от 30 июня - 6 июля 2011 года • 30.06.2011