Марина Гаевская • журнал «Планета красота», №3-4, 2003 год • 2003

Самый современный

Главная / Пресса / Сезон 26

Когда вчитываешься или вслушиваешься в тексты А.Н.Островского, не оставляет ощущение, что написаны они не сто лет назад, а вчера. Человеческие достоинства и недостатки, во все времена остающиеся по сути неизменными, подмечены им так точно, что выглядят вневременными. И судя по всему, в последующие сто лет забвение драматургу явно не грозит: на спектакли по его пьесам всегда охотно шли и идут зрители, хотя каждый раз так и хочется воскликнуть: «Над кем смеетесь?».

Поэтому и не нуждаются его пьесы ни в какой дополнительной модернизации, особенно сегодня, когда сюжетные перипетии его пьес все больше и больше смыкаются с нашей нынешней реальностью.

Поэтому и премьеры по произведениям одного из самых репертуарных русских драматургов выходят в Москве одна за другой. В Центре постановок – темы, актуальные как никогда: беспредельная власть бешеных денег, бесчестные пути, «выводящие в люди», тяжесть добывания «трудового хлеба». Об этом «Пучина», не так давно вернувшаяся на сцену Малого театра – главного дома Островского. И здесь противопоставление честной бедности и лживого богатства, чистоты, искренности и наглого цинизма заканчивается естественным наказанием свыше. Грязные деньги уходят так же, как и пришли.

Однако, большинство постановщиков предпочитают сегодня жанр комедии, возможно, именно потому, что драм и  так слишком много в жизни. И хотя бы на сцене хочется видеть торжество добродетели.

В нынешнем сезоне особый интерес вызвала пьеса «На всякого мудреца довольно простоты». В Малом ее поставил Владимир Бейлис, а в «Театре у Никитских ворот» - Аркадий Кац. Чем сегодня оказалась интересной история о том, «как выходят в люди»? Да хотя бы тем, что пути все те же, а соискателей все больше.

В спектакле Малого театра Глумов – Александр Вершин, преступив через себя, принимает правила игры существующих хозяев жизни, которые, правда, не торопятся уступить ему место. И когда в финале предприимчивый молодой герой спускается в зал, подобных себе он мог бы найти при желании немало.

В постановке А. Каца никто и не скрывает, что лицемерие, откровенная игра в честность и порядочность – обычная норма жизни. О библейских заповедях тут никто не вспоминает. Принцип «С волками жить – по волчьи выть» становится основным правилом этого так называемого человеческого общества.

Не прошел мимо Островского и МХАТ им. Горького. для постановки «Горячего сердца» был приглашен художественный руководитель театра на Юго-Западе Валерий Белякович, который в этом театре ставит уже пятый спектакль. На вопрос, почему он выбрал именно эту пьесу, Валерий Романович ответил, что пьесу выбрал не он, а Татьяна Васильевна Доронина, которую он любит с детства, всегда уважает ее выбор и с удовольствием, несмотря ни на что, работает в этом театре. «И потом,- добавил Белякович, - люблю большие пространства, чтобы был размах. И в этом спектакле мне хотелось создать яркий и веселый народный балаган в жанре лубка, возродить русский национальный площадной театр, чтобы зритель ощутил радость бытия. Ведь и Островский мечтал о веселой комедии с танцами и песнями. Сценография в спектакле тоже моя. Карусель в центре сцены – это как символ постоянно повторяющейся жизни. Посмотрите, ведь и у Островского один из героев возвращается с кавказской войны, другому на нее отправляться. 150 лет прошло, а ничего в нашей жизни не изменилось. Одним словом, круговерть».

Лицедейство здесь тоже на первом плане, но не столько персонажи играют в жизнь, сколько сами создатели спектакля играют в Островского. Открыто посмеиваясь над прилипчивыми штампами, они не боятся подчеркнуто ярких красок и заведомо преувеличений (костюмы выполнены художником Ириной Бочоришвили). Приклеенные носы. Алые щеки, крупные горошины на платьях с пышными оборками, красные сапоги и цветастые рубахи – все это то ли позаимствовано то ли у старинного народного зрелища, дымковской игрушки или у современного фольклорного ансамбля. Да и начинается спектакль с бурных плясок и песен, которые в дальнейшем будут врываться в действие, задавая ему стремительный темп и внося радостное, праздничное настроение. Правда, актерам не всем и не всегда удается выдержать этот бешенный ритм, но в целом постановка заряжена сильной положительной энергией.

Именно этот положительный заряд и привлекает больше всего, поскольку хотя бы отчасти противостоит той отрицательной энергии. Которой накопилось сегодня с избытком. Конечно, есть здесь и  предательство, и откровенное надувательство (говоря современным языком, и «кидают», и «подставляют»), но Белякович знакомые истории передает как обычный фарс, воспринимаемый на грани буффонады. Постановщик как бы уверяет нас: как было, так есть, наверное, так и будет, и это нельзя воспринимать трагически.
Обворованный и обманутый женой купец Курослепов  - И.Криворучко не только нелеп, жалок, но и смешон, как и его жена Матрена – Л.Матасова, то скандальная фурия, то томная кокетка.

Все сознательно преувеличено и гротескно заострено.

А вот лирико-драматический любовный треугольник горячей, благородной Параши – Т.Шалковская, влюбленного Васи Шустрова – М.Дахненко существует несколько в другом жанре. Возможно, постановщик сознательно вносит этот драматический диссонанс, чтобы подчеркнуть многоликость самой жизни. Ведь пьесы Островского не только обличают и развенчивают, но и вселяют надежду.

Марина Гаевская • журнал «Планета красота», №3-4, 2003 год • 2003