Если попытаться себе представить с чего начинался Театр на Юго-Западе, отмотав время на 45 лет назад. Точно не с вешалки. С чего можно начать отсчет – с первого кирпича или с первого гвоздя, со старого венского стула, извлеченного из помойки, чтобы использовать его для сценической бутафории – ведь не было же ничего, с первого приглашенного артиста, или с безумной мечты Валерия Беляковича – «основателя» Театра на Юго-Западе? Слово взяла в кавычки, потому что, ведь точно никто тогда не верил – что будет театр. Кроме самого Беляковича «наглого, лысого, талантливого». Сколько ему было 20, 25, 26, когда он начал мечтать о своем Театре? Мечта это сила, особенно если подкрепляется действием, и сила вдвойне, если сила мечты является безусловной. Интересно подсчитать сколько раз Беляковичу говорили, что ничего не получится, кто он такой, да и вообще. И вопреки всему и всем – он создал свой Театр! С неиссякаемым упорством, как лосось против течения, шёл вперед. Нашёл «своих» актёров, нашёл подвал обычного многоэтажного дома на Юго-Западе, и дерзкий, необычный, еретически новый Театр родился! Прекрасные работы всего актёрского коллектива принесли ему известность как в стране, так и за рубежом.
Первые драгоценные находки Беляковича — Виктор Авилов, водитель МАЗа, Галина Галкина из детской студии, уборщица в музее — никто не был изначально профессионально образован.
Как жемчуг и бирюзу надо носить, чтобы они не потускнели, так и актёрам Юго-Запада необходимо, чтобы их пушили, трогали, грели дыханием и касанием зрительского внимания. Юго-западные актёры – счастливые люди, о каждом можно говорить долго.
Олег Леушин, в анамнезе выпускник Свердловского театрального училища, монтировщик сцены и билетер, ученик Беляковича, а сейчас художественный руководитель Театра на Юго-Западе, и блистательный сверкающий актёрский талант.
Антон Багиров, Фара – глубокий чувственный актёр.
Андрей Санников переиграл, по-моему, все возможные женские роли в театре, наделён даром делать свои женские образы поразительно нежными, поразительно нелепыми и поразительно трогательными.
Карина Дымонт способна становиться шикарной роковой красоткой и бесцветной молью. В ковид читала Бродского в ART кафе.
Михаил Белякович — квинтэссенция харизматичного обаяния.
Во времена тотального карантина, когда было страшно и безвыходно, я помню сторисы Андрея Кудзина в соцсети, где он на фоне неба читал стихи. Казалось бы – на дворе чума, не до стихов, но как трогает сердце искренность.
Красавица Алина Дмитриева, яркая Ксения Ефремова, большеглазая Вероника Саркисова, сексапильный Владимир Курцеба – все-все замечательные!
Спектакли Юго-Запада дарят удивительные моменты метапереживания, обрушивают вокруг тебя мироздание, изумляют до глубины души. В фундаменте театра постановки, в которых бережно сохранена не только сценография Валерия Беляковича, но и его огненный драйв, и бешеная, совершенно вулканическая энергия. Театральное наследие основателя постепенно пополняется спектаклями его учеников, и в свою очередь уже их учеников.
Олег Леушин, Олег Анищенко, Максим Лакомкин (Макс Ладо) – настоящие Хранители Святого Грааля Юго-Запада.
Мне довелось видеть «Женитьбу» с Олегом Леушиным (Подколёсин), Александром Горшковым (Агафья Тихоновна) и Андреем Санниковым (Сваха) – не разгибалась от смеха. Сейчас «Женитьбе» сделали апдейт, и, как и в некоторые другие спектакли влили свежую молодую кровь. “Zoofellini”, «Циники», «Книжный воришка», «Маленькие трагедии», «Игроки» — совсем или относительно новые спектакли, которые перевели театр на иную ступень интересов, при полной сохранности особого юго-западного духа. Редкий случай, когда созданный 45 лет театр равновелик себе реальному. Есть начало, исток, но нет конца.
Все юго-западные актеры первым делом отмечают ощущение Театра как Дома, ощущение Семьи, когда «на работу» (актеры говорят «на службу») идешь не как на Голгофу, как на праздник. Когда на сцене не подставят (Белякович убил бы, наверное, за распри), но поддержат. На Юго-Западе понятие «стены» условное, небольшое подвальное помещение кажется огромным. Возможно за счет зеркал на сцене, возможно, за счет прочей архитектурной мистики, но стены как будто растворяются, когда играется спектакль.
Юго-Запад как море, волна первая отхлынула, идет вторая, третья. Остаётся только удивляться насколько патриархи как-то достойно отходят в сторону, освобождая место молодым. При прикосновении с ними руки не пачкает позолота. И молодёжь это чувствует – когда нет душка интриги, тогда и крылья сзади растут и силы раскрываются во всю мощь. В театре нон-стопом идут пьесы Шекспира и Чехова, Уайльда, Булгакова, Горького, Гоголя, Эрдмана, Коляды и других авторов. В юго-западной плотности спектаклей невозможно быть незанятым, оставаться обиженным, неудовлетворённым, невозможно не утолить актёрскую ненасытность в самых разных амплуа.
Юго-Запад как драга старателей – просеивает золотоносящий песок и оставляет настоящие самородки.
Юго-западность – как пятая группа крови.
Юго-западные актёры — это, пожалуй, настоящие инопланетяне, обитатели особой планеты на окраине Москвы.
Убедить человека, что он ест яблоко, подсунув ему муляж из пенопласта можно, но заставить ходить хотеть посмотреть все, все без исключения спектакли в Театре на Юго-Западе – невозможно! Потому что в них есть всё – и самозабвение, и экстаз, и завороженность, и единое дыхание зала, и взаимные питательные флюиды любви, и всё это неподдельно. Слова не позволяют достаточно хорошо объяснить то, что человек может почувствовать. Настоящее всегда находит путь к людям.
Юбилейные 45 считаются сапфировыми. Уверена, что в бриллиантовый юбилей Театр на Юго-Западе удивит и сохранением прежней атмосферы и традиций, и чем-то феерично новым.
Оригинал статьи можно прочитать здесь