В Московском театре на Юго-Западе распахнула двери «Зойкина квартира».
Не самая острая и животрепещущая пьеса Михаила Булгакова, дает тем не менее богатую пищу для размышлений на тему «валить иль не валить», столь популярную в определенных кругах. Утратив изначальный — грибоедовский — смысл, сентенция «Где ж лучше? Где нас нет!» превратилась в иллюзию из разряда тех, за которые человеку приходится расплачиваться дороже всего.
Среди сочинений, предназначенных для театра самим Михаилом Афанасьевичем, «Зойкина квартира» далеко не самое востребованное: к «Кабале святош» и «Бегу» режиссеры обращаются значительно чаще, видя в них больше возможностей для самовыражения. Несмотря на это, сегодня «Квартира» только в Москве идет сразу в трех площадках, и это три абсолютно разных взгляда на Булгакова. Для Татьяны Дорониной история мадам Зои и ее веселого обиталища была одной из первых режиссерских работ в уже разделенном МХАТе. Спектакль, долгое время пользовавшийся интересом публики, в минувшем сезоне был восстановлен Валентином Клементьевым и Михаилом Кабановым. В театре «Эрмитаж» постановка Михаила Левитина не сходит с афиши больше двадцати лет, версия Кирилла Серебренникова в МХТ им. Чехова — семь.
Воланд, по вполне понятной причине, лукавил. Москвичей — и если бы только их — испортил отнюдь не квартирный вопрос. Решить его, как правило, гораздо легче, чем устоять перед искушениями, куда более манкими, и иллюзиями, гораздо более сладкими. Сеанс разоблачения сих последних и затеял на сцене родного театра актер и режиссер Олег Анищенко, поставивший «Зойкину квартиру» в жанре спектакля-кабаре, ставшего фирменным стилем труппы. Полуподвальная сцена сильно уступает по размерам апартаментам булгаковской героини. Огромное зеркало, пара подиумов и раздвижных стен, плюс искусно выстроенная световая партитура (художник по свету Анатолий Докин) — и перед нами просторная барская квартира, существующая по законам, установленным ее предприимчивой хозяйкой.
Зое Денисовне (Любовь Воропаева) — стопроцентной femme fatale — с новой реальностью абсолютно не по пути, а потому ей невыносима сама мысль о том, что даже в собственной квартире она не может жить так, как ей хочется. И уж если эта самая квартира не может быть приютом счастья здесь, то пусть, по крайней мере, станет средством обустроить его там, в манящем всеми радостями Париже. О том, что и в беззаботной французской столице ее существование не будет иметь ни цели, ни смысла, измученная женщина поймет — и актриса это прозрение сыграет предельно жестко — за секунду до того, как все ее надежды сожрет неумолимое пламя (огненный «лейтмотив» булгаковской прозы пришелся в финале как нельзя кстати).
Каждый из тех, кто попадает в сферу притяжения «веселой вдовы», мечтает только об одном — убежать от реальности, с которой он не в состоянии смириться. Чистопородный аристократ Павлуша Обольянинов (Владимир Курцеба) — этот беспомощный ломкий Пьеро, которого Зоя любит до дрожи, — уходит из нее по игле шприца, заправленного морфием. Плут Аметистов (в манере Антона Белова угадывается что-то неуловимо мироновское) — брутально-обаятельный Арлекин и, кстати, тоже Зойкина любовь, только давно остывшая — расцвечивает унылую правильность нового быта, громоздя одну авантюру на другую. Елейнейший председатель домкома с соответствующей фамилией — Алиллуйя (фантастически пластичный Андрей Санников) — изо всех сил стремится приобщиться к красивой жизни, которую ведут гости «нехорошей квартиры». И даже непотопляемые «наркобароны» китайцы — ушлый Херувим (Вадим Соколов) и искусительно-хитрый Газолин (Олег Анищенко), сражающиеся за сердце разбитной горничной Манюшки (Ксения Ефремова), отринув все китайские церемонии, — из адского пекла своей прачечной мостят дорожку на волю денежками, выуженными у закокаиненных клиентов.
Только харизматичного, победительного, непотопляемого Гуся-Ремонтного, роль которого тоже играет Анищенко, демонстрируя высший пилотаж актерского перевоплощения, вроде бы все устраивает в НЭПе, колосящемся на ниве строящегося социализма. Правда, в своем тресте он хоть и руководящий, но все-таки винтик, а ему так хочется признания, даже поклонения, которого он не получает на работе. И дома тоже, ведь его красавица-супруга Алла Вадимовна (очень хочется, чтобы Зарина Бахтиева добавила своей героине еще что-то, кроме обольстительности) спит и видит, как бы удрать все в тот же Париж, где томится в ожидании ее великая любовь. А во владениях мадам Зои он царь и бог. Одна сцена с раздачей чаевых (привет многоуважаемому театру «Варьете») чего стоит.
Спектакль получился злым и дерзким. Бьющим наотмашь. Несмотря на всю буффонадность исходного драматургического замысла. Слишком узнаваемы сегодняшние реалии, иронично завуалированные нарядами в духе 20-х художником по костюмам Анной Миминошвили. Полное откровенного эротизма «дефиле» Зойкиных «барышень» (Ольга Авилова, Карина Дымонт, Наталья Самсонова, Вероника Саркисова, Елена Шестовская), за считанные секунды превращающихся из ткачих и поварих в представительниц древнейшей профессии, скабрезные частушки, азартно отчебучиваемые гостями мадам, хтонический разгул финального шабаша — ну, чем не корпоратив какой-нибудь корпорации или заматеревшего банка?! А какую виртуозную плюху адептам модных театральных перверсий вкатило трио одной очень ответственной (Андрей Санников) и двух, не обладающих сим полезным качеством, дам (Андрей Кудзин и Иван Городецкий)! В нашем капиталистическом сегодня нэповские антигерои Михаила Булгакова чувствуют себя как дома.
Оригинал статьи можно прочитать здесь