Редакция журнала • журнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10, Выпуск №4-194/2016 • 28.01.2017

Сердце разрывается от любви и памяти... / Вспоминая Валерия Беляковича

Главная / Пресса / Сезон 40

6 декабря не стало Валерия Романовича Беляковича, уникального создателя уникального Театра на Юго-Западе. Собрав несколько человек из бывших одноклассников своего младшего брата Сергея, он создал из них самодеятельный театр, который вскоре стал не просто популярным среди жителей района и уважаемых театроведов и критиков - в него без преувеличений устремилась вся Москва. А потом и приезжающие в российскую столицу иностранцы, которые оценили непривычную эстетику и уверенный режиссерский почерк молодого режиссера, самого талантливого и - как показали прошедшие десятилетия! - самого верного ученика Бориса Ивановича Равенских. И последовало триумфальное шествие Театра к вершинам славы - Эдинбургский фестиваль, гастроли по США, Японии, Южной Корее, по фестивалям европейских стран...
Подобно Пигмалиону, Валерий Белякович создавал звезд - Виктора Авилова, Сергея Беляковича, Алексея Ванина, Вячеслава Гришечкина, Владимира Коппалова, Галину Галкину, Тамару Кудряшову, Надежду Бадакову, Ирину Бочоришвили и многих других. Замечательный, завораживающий артист, он владел многими секретами профессии, но научил их главному - служению Театру, бескорыстному, честному, до самого донышка души.
Валерий Белякович обладал не только сумасшедшей энергией, позволявшей ему работать почти круглосуточно, не ведая усталости, но и магическим обаянием. Работавшие с ним в разных городах артисты влюблялись в режиссера настолько, что кое-кто покидал с легкостью свои театры и устремлялся в маленький подвал на Юго-Западе Москвы, где свершались чудеса, где один за другим рождались спектакли, едва ли не с самого рождения становившиеся легендой.
Весть о его внезапном уходе из жизни потрясла даже тех, кто не знал Беляковича лично, потому что он был неким знаком жизни, творчества, неустанного созидания. Создав свой театр от первого вбитого в эти стены гвоздя до последнего поставленного им спектакля, он расширил пространство Юго-Запада, сотворив его в США и Японии, в Пензе, Нижнем Новгороде, Белгороде, во многих городах, где проходили встречи с ним.
А для нашего журнала он был одним из самых близких и верных друзей с первого номера до последнего, который Валерий Романович взял в руки за неделю до того, как ушел из жизни. Мы не забудем Валерия Беляковича никогда, потому что зерна его жизнелюбия, энергии, желания служить своему любимому и единственному делу, посеяны им и в каждом из нас...
Редакция журнала «Страстной бульвар, 10»


Виталий Слободчук, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина
Валерий Белякович поставил в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина четыре спектакля: «Куклы», «На дне», «Гамлет» и «Мирандолина». Все они стали событиями на белгородской сцене, принесли театру успех на всероссийских и международных театральных фестивалях.
Артисты обожали с ним работать. Он точно знал, чего хочет, он был большим остроумцем и шутником, он умел вести за собой. Все мы ждали его приезда, как праздника, мы все были в него влюблены.
Последний раз мы виделись на Всероссийском театральном фестивале «Актеры России - Михаилу Щепкину» 3 октября 2016 года: Валерий Романович привез свой спектакль «Игра в Наполеона». Был весел, подшучивал над артистами, но в глазах, как часто это у него бывало, таились усталость и некая мудрая печаль...
Светлая память Вам, Валерий Романович! На нашей сцене еще долго будут идти Ваши спектакли, которые мы бесконечно любим, так же, как любим Вас - жизнерадостного, светлого, удивительного. Таких больше нет...


Дмитрий Коновалов, заслуженный работник культуры РФ, директор нижегородского театра «Комедiя»

Валерий Белякович был очень значимой частью истории нашего театра. В 2000 году он ворвался в нашу размеренную привычную жизнь, перевернул все с ног на голову, изменил саму атмосферу в театре! За две недели он поставил у нас «Сон в летнюю ночь», взорвавший театральный мир всего Нижнего Новгорода. Это до сих пор один из самых любимых и посещаемых спектаклей нашего театра. С тех пор прошло 16 лет, были поставлены 10 спектаклей, в том числе «На дне», «Куклы», «Tabernaria»... В августе нынешнего года, на премьере «Укрощения строптивой» (снова его любимый Шекспир!), он праздновал на нашей сцене свой последний, 66-й день рождения. Он, кипящий энергией, жизнью, вдохновением и фантазией, волевой и идущий напролом, порой жесткий... Он всегда казался сильнее смерти - и неоднократно брал над ней верх! Не верится, что Она все-таки одолела. Очень горько.


Юрий Иоффе, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, режиссер

Умер Беляк!? Пишу, чтобы не плакать. Он был сокрушительно талантлив. Купался в своем собственном таланте, но никогда не заносился... Афористичность мышления, интеллект книгочея, библиотекаря... Это был фонтан идей, придумок, бесконечных показов актерских и режиссерских. Безостановочные комментарии происходящего вслух, бурлеск оценок, шуток, саркастических уколов - глупость осмеяна, тупость наказана, бездарность раскрыта. Предложил в ГИТИСе внедрить традицию - друзья при встрече целуются взасос, а врагов приветствуем громогласно - «Мразь!». Глаза, готовые в любую секунду заплакать или засмеяться... Вослед Эйзенштейну и Феллини - прекрасный рисовальщик! Скорость работы и динамика репетиций термоядерна... Его энергия охватывала всех - свой театр, МХАТ им. М. Горького, театры Пензы, Нижнего Новгорода, Белгорода, Чикаго, Токио... Один театр еще только пытался освоить поставленное им, а он уже сидел в самолете и рисовал декорации, костюмы, мизансцены к следующей постановке. Фонтан! Биографы попытались подсчитать - получилось 128 спектаклей!? 25 постановок Шекспира. А еще мастерская в ГИТИСе (профессор), сотня учеников... Кровотечение в самолете из Чикаго... Кома 40 дней от встречи с театром Станиславского. Птица - влет! С первой встречи абитуриентами ГИТИСа, у окна второго этажа с видом на оживленный скверик, до последнего телефонного разговора, с просьбой вернуться в свой театр, я всегда говорил ему, что он гений, что Бог поцеловал его сначала в ранолысеющую, а потом уже в лысую красивую голову. Его любили больше всех и ценили наши учителя Борис Иванович Равенских и Ирина Ильинична Судакова. «Остановите Юрку! - сказал бы сейчас Валера. - Он утопил меня в патоке сладкоголосия...»
И - рюкзак на плечи, растянутая майка, бейсболка козырьком назад, походка стремительна, чуть наклонясь вперед, рассекая в скверике толпу студентов и педагогов, умчался куда-то буйствовать и будоражить.
Прощай, Беляк.

Андрей Борисов, народный артист РФ, режиссер, государственный советник Республики Саха (Якутия)

Впервые я увидел Валерия Беляковича в студенческом спектакле в ГИТИСе - он играл Мольера в булгаковской «Кабале святош» и был такой ясный, открытый, энергичный, что я запомнил это на всю жизнь. Мне сегодня кажется, что уже в этой студенческой работе было заложено все - его блистательное будущее строителя своего театра, режиссера и артиста. И возникла у меня творческая зависть - всю жизнь я мечтаю поставить «Кабалу святош» и сыграть Мольера...
Когда я узнал о том, что в Москве открылся Театр-студия на Юго-Западе, был поражен: вчерашний студент... В первый же свой приезд в столицу поехал туда, смотрел спектакли, и они поражали меня своей мощной энергетикой. Мы мало встречались с Валерой, но встречались всегда как братья и говорили о самом главном: о профессии, о театре. И его работы во МХАТе я хорошо помню. Помню, когда он ставил там «Свалку» Алексея Дударева возникла какая-то проблема с плунжерами, и он вместе с рабочими возился под сценой, а потом сказал мне, что театр появляется только там, где все сделано своими руками. Он и строил Театр на Юго-Западе своими руками, вместе со своими артистами, которых превратил из любителей в высоких профессионалов.
Я следил за ним, он всегда поражал меня. И вот в ноябре этого года он пришел на мой спектакль «Мамаша Кураж». Я был удивлен, не приглашал его, даже немного неловко стало. Но встретились словно родные люди. Договорились о том, что он приедет в Якутск поставить спектакль - он так восхищался артистами Саха-театра, мечтал с ними поработать...
Он был веселым, общительным как всегда, но я чувствовал в нем какую-то глубокую драму. Неужели это было предчувствие?.. Нет, не верю. Для меня Валерий Белякович на всю жизнь оказался человеком, дающим мощный импульс к творчеству. И сейчас я ощущаю, что ушел один из самых близких друзей...

Семен Спивак, народный артист РФ, режиссер, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке (Санкт-Петербург)

Когда я думаю о Валерии Беляковиче, сразу вспоминаю начало восьмидесятых, когда я только окончил Театральную Академию, а его Театр на Юго-Западе привез в Петербург спектакль «Дракон». Я помню, как мы шли с Мариной Дмитревской после спектакля по улице и молчали - у нас не было слов. Это был какой-то невероятный взрыв! Это было что-то новое для Петербурга! Новое не по форме, но по энергии. И тогда я понял, что в России появился новый режиссер номер один.
Потом я смотрел и другие его спектакли, и мне кажется, что это был необычайно талантливый в социально-философском смысле профессии человек. Его не интересовало мелкое, он брался за осмысление больших понятий - таких как зло, любовь, смелость.
Он и сам был Большой. Помню, как впервые увидел его на поклонах - такого красивого, крупного. Он производил впечатление человека огромной свободной силы. Таким он и останется в моей памяти - примером смелости, внутренней и внешней красоты и какой-то значительной боли, которая внешне никому не была видна...


Наталья Кугель, режиссер, художественный руководитель Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда» в Пензе, заслуженный деятель искусств РФ, председатель Пензенского отделения СТД РФ

Писать о людях неординарных, резко выделяющихся из общей человеческой массы, и при этом избежать словесных штампов, типа «штучный экземпляр», «неповторимый», «незаменимый» почти невозможно. Но и в этой категории «неповторимых» и «незаменимых» есть абсолютные лидеры. Я говорю о Валерии Беляковиче, который так неожиданно и безвозвратно бросил нас и ушел в непознанные дали. Он не успел стать стариком, из него не случился «мэтр», мне кажется - он не успел вволю нарезвиться и надышаться Театром, который был его единственным любимым существом. Да. Именно Валера, яркий, талантливый, смелый и, как нам тогда казалось, бесконечно живой, вдохнул человеческую душу и подарил молодость советскому театру. Пусть мне возражают именитые и заслуженные люди. Но такое явление, как Московский театр на Юго-Западе, созданный фактически в 1974 году, тогда библиотекарем Валерием Беляковичем - событие мирового масштаба. Валера был режиссером от Бога. Нет, театральное образование и всяческие звания он получил, но он был РЕЖИССЕРОМ, реализатором непредсказуемых идей, абсолютным автором своих спектаклей. Он «выращивал» свои опусы, как детей. Заранее подбирал и находил музыку, иногда скупая все диски с классикой, имеющиеся в магазине. Находил в «сэкондах» и барахолках всего мира немыслимые костюмы и пачками привозил их в свой театр, и не только в свой. Его любили во всех странах, где он ставил спектакли, а это были ВСЕ страны, возможно, кроме Уганды и Конго. Валера был человеком ТЕАТРА, одним из возниц, управляющих его колесницей. Он никогда не смог бы стать академиком, думаю, что у него не хватило бы усердия и таланта для создания своей школы. Но ведь и Ван-Гог, и Гоген, и Пикассо - гении, что и помешало созданию школы. Как сказал когда-то еще один, сверкнувший как комета, писатель Евгений Харитонов, «гению не нужен талант». Был ли Валера гением? Возможно и нет. Но его яркости и масштабу могли позавидовать многие. Его спектакли - это стремительный поток режиссерских находок и актерского мастерства. Это - фейерверк радости жизни, это чувства, раздетые донага и предложенные зрителю с такой щедростью, что хватило бы и на десять незаурядных спектаклей. Его театр притягивал к себе, как опиум, простите за сравнение. Человек, единожды посидев на скамейках его зрительного зала, хотел повторить это еще и еще раз. И ему не нужно было каждый раз смотреть другой спектакль - он с упоением мог смотреть один и тот же, потому что каждый раз это был спектакль, в котором можно было найти абсолютно новые нюансы и связи.
Ах, как нам будет Валеры не хватать. Он был такой реальный, такой осязаемый, с его громким смехом и бесконечным личностным обаянием. Сильный и красивый, мудрый и скрытный, щедрый до глупости и неизменно преданный друзьям.
Он построил дом, в котором был маленький театр на тридцать зрителей. И он построил ТЕАТР, которым восторгались миллионы.
А мы можем только сказать: прощай, Валера! Когда встретишься там со Всевышним, замолви словечко за нас.


Александра Ровенских, заслуженная артистка РФ, актриса Театра им. Вл. Маяковского

Последнее, что написал мне Валера: «Шурочка! У меня слов нет. Сердце разрывается от любви и памяти. Будем жить! Твой Белякович».
После смерти моего великого отца режиссера Бориса Равенских прошло более 35 лет. Это годы моих личных впечатлений, сравнений, постижений в мире театра. Более талантливого и энергетически мощного, стихийно природного выброса, чем ученик Равенских Валерий Белякович, я не назову. Он создал свой театр и подарил ему долгую счастливую жизнь.
Однажды он сказал: «Большие мастера чувствуют значимость друг друга. Это звенья одной золотой цепи». Как Равенских высоко ценил и любил своего учителя Мейерхольда, так же свято и преданно относился к своему Мастеру Белякович.
Смерть Учителя и Ученика была внезапной. Совпадения судьбы поражают. Они улетели от нас как две кометы. И Равенских, и Белякович в високосный год Обезьяны - один в 1980-м, другой в 2016-м. Зимой. Оба в 66 лет, в радостный день читки новой пьесы, полные надежд, творческого горения и энергии. Оба за несколько часов до смерти дарили тем, кто был рядом - актерам и людям театра - улыбки, какие-то простые, но, может быть, главные слова, смеялись и даже пели. Два космоса, два гиганта, два российских самородка, у которых была одна любовь - Театр. Вера в его мощь и совестливость, в его интуитивные прозрения, которые помогают людям жить. Вера в Театр, который ведет за собой и переворачивает душу.
Когда я думаю о создании легендарного Театра на Юго-Западе, кажется, что великий английский драматург произнес свое знаменитое: «Весь мир - театр!» для и про Беляковича - русского режиссера, который умудрился получить Государственную премию России за цикл спектаклей по Шекспиру. Да и сам Валерий Романович был человек-театр! При встрече с ним люди смеялись и плакали одновременно. Своим обаянием он брал в плен сразу и навсегда.
Я очень любила Валеру «человечески и творчески». Это выражение моего отца. Такое сочетание для Равенских было крайне важным. На долю Учителя и Ученика выпало огромное счастье и огромное страдание, как и суждено истинным талантам. Ведь подобные сгустки энергии вызывают не только восторг зрителя, но и противостояние, протест обывателей от театра, особенно обывателей власть имущих. Но Бог хранит талант. И Он хранил Валеру и не раз возвращал его к жизни даже из небытия сорокадневной комы. Потому что когда-то в юности вручил Беляковичу ключ от двери, за которой живет тайна искусства. Ибо талант, как сказал композитор Георгий Свиридов, это умение ощущать тайну искусства. Свои тайны режиссер доверяет актерам, актеры - зрителям. Пусть как можно дольше созданный уникальным художником репертуар останется живым и бережно хранимым.
Книга Натальи Старосельской о режиссере Беляковиче названа «Братство Белого Ключа». Белое - всегда благословение свыше на новое начало. Валера многое начинал с белого листа... Он писал прекрасно, страстно, сочно и знал, что это за магия - белый лист. А жил по вечному и святому закону: «Главное - это гореть и, сгорая, не сокрушаться о том...» Помните, ведь это Окуджава: «Может быть, кто и осудит сначала, но не забудет потом!»
Нет, не забудут. Память сердца - пронзительная, великая сила. Верю, что энергия мощных художников своего времени не исчезает со смертью, а ведет по жизни и хранит тех, кому выпало счастье соприкоснуться с ними, понять и полюбить.


Владимир Коренев, народный артист РФ

Похороны Валерия Романовича Беляковича превратились для меня в поистине народные похороны - коллег, артистов и режиссеров было значительно меньше, чем просто зрителей, которые приходили сюда 40, 30, 20 лет назад, приводили своих детей, потом внуков, и остались верны этому театру навсегда...
Валерий Белякович был человеком поражающей мощи, той редкой энергетики, что ведет людей за собой, подобно дудочке, за которой устремляются толпы. Он обладал уникальным обаянием, заражал всех своей верностью профессии. Театр был для него жизнью, а жизнь - театром, эти понятия существовали в его большой и щедрой душе неотрывно друг от друга. И осталась боль потери, которая не уйдет уже никогда...
 

Оригинал статьи можно прочеть тут

Редакция

Редакция журнала • журнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10, Выпуск №4-194/2016 • 28.01.2017