Двадцать семь спектаклей в репертуаре театру-студии. Диапазон самый широкий – от шедевров классики до драматургии, созданной, что называется, «вчера вечером». Среди лучших, наряду с шекспировским «Гамлетом», - постановки по пьесам Гоголя )их четыре, комедиям Гольдони и Макиавелли. Из произведений двадцатого века – спектакли по пьесам Булгакова, Шварца, Ионеско, Ануя…
О Викторе Авилове в роли Гамлета говорила вся театральная Москва. Его исполнение сравнивали с игрой мастеров такого класса, как Пол Скофилд, Иннокентий Смоктуновский. И получалось, что Виктор сумел сказать что-то не слыханное прежде.
Во всем этом ничего необычного не оказалось бы, если бы… Дело в том, что Авилов был актером-любителем. В служебные часы он работал шофером грузовика. И вся постановка была любительская, и театр – самодеятельный, студийный, небольшой, собравший в помещении переоборудованного бывшего склада молодых людей из ближайших кварталов московского Юго-Запада. Его так и называют до сих пор «театр-студия на Юго-Западе». Руководит им Валерий Белякович.
Поначалу Белякович и был единственным человеком, кто чувствовал себя профессионалом (впрочем, и ему, студенту театрального института, еще предстояла защита дипломного спектакля, естественно, в своем театре).
Его театр давно рассматривали наравне с профессиональными, а теперь таковым он признан и официально (вместе с несколькими другими подобными московскими студиями). Авилов уже не шофер – один из штатных сотрудников студии. А обстановка в этом театре все такая же студийная и все, в том числе и черновая работа, какой всегда много, делается руками тех же, кто репетирует и играет. Они билетеры, контролеры, рабочие сцены… Все, как водится в студии.
Историческая справка: многие знаменитые сегодня русские театры, составляющие славу сценического искусства, начинались именно как студии. Из Московских знаменитостей таковы, например, МХАТ, «Современник», Театр имени Евг. Вахтангова. Сначала они были любительскими объединениями.
Последнее десятилетие принесло прямо-таки взрыв театрального любительского энтузиазма. Студии стали расти как грибы после дождя. Слабосильные не выдерживали долго. Но многие оказались не просто жизнеспособными, не просто приобрели постоянную аудиторию и преданных поклонников – премьеры в них воспринимаются как событие сезона. Шоферы, токари, студенты, врачи, инженеры, школьники приобретали умения комиков и трагиков, костюмеров и осветителей. Руководили ими, как правило, даровитые профессиональные режиссеры, и поэтому у москвичей стало принято говорить так: «Был у Спесивцева», «У Щепенко завтра премьера»…
Но потом выявились и актерские индивидуальности. Среди шоферов и врачей обнаружились недюжинные сценические таланты. И уже можно было услышать: «Мне повезло, видел вчера Авилова».
Да, Виктор стал ведущим мастером своего коллектива. Фигура это неординарная. Первые его роли были комические – в постановках рассказов Антона Чехова и Василия Шукшина. Да и его внешность – кто-то написал так: «Лицо сатира с ниспадающими до плеч соломенными волосами», - казалось, соответствовала комическим амплуа. Было ясно, что он способен на острый гротеск. Но дальше выяснилось, что и драматическая глубина ему посильна. Неоднозначным, многомерным получился у Авилова гоголевский Хлестаков из «Ревизора» (роль для отечественного театра в высшей степени классическая). Мы видели не только несуразное, комическое поведение авиловского Хлестакова, но и чувствовали боль за «маленького человека», переживающего, выражаясь сегодняшним языком, «комплекс социальной неполноценности».
Не только в Москве – во многих крупных, средних и мелких городах страны, в станицах, селах, кишлаках живут искусством и увлекают поклонников многочисленные кружки, «народные театры», театры-студии, составляя основание той пирамиды, на которое опирается наше сценическое искусство.
А маленький «театр на Юго-Западе» недавно побывал в Великобритании, на Эдинбургском фестивале искусств. На родине шекспировского Гамлета. Спектакли москвичей прошли с триумфом. Авилов был великолепен. Шофер с московского Юго-Запада стал международной знаменитостью.