«Любой театр создается в дыхании своего времени», – сказал Валерий Белякович в одном из интервью, рассказывая о рождении Театра на Юго-Западе. В конце 1980-х перед входом в его самодеятельную студию стояли толпы, люди ночевали в соседних подъездах, чтобы утром получить два бесплатных билета. Театр давно стал профессиональным, в мае ему исполняется 40 лет, и эта солидная дата – хороший повод вспомнить, как все начиналось.
Театр рождается, потому что он нужен своему времени, но, как правило, благодаря одержимости и напору одного человека. Валерий Белякович еще в школе играл в Театре юного москвича (ТЮМе) при городском Дворце пионеров, потом он пошел в ПТУ, чтобы стать радиомонтажником, а после армии заочно окончил пединститут, одновременно работая грузчиком и актером Экспериментального театра под руководством Геннадия Юденича. Вернулся в ТЮМ уже руководителем, потом заведовал районной библиотекой. И начал создавать при ней любительскую театральную студию.
«Где проводила досуг востряковская молодежь? Есть три места: кладбище, лес и клуб “Родина”. День – фильмы, день – танцы. После танцев – портвейн и обязательно драка. Все. Мне надоело смотреть, как мой брат постепенно спивается вместе со всеми его одноклассниками, и я сказал: давайте делать театр », – вспоминал Белякович.
Но как объяснить тем, кто не жил в 1970-е, каким было дыхание этих тухлых лет, когда в новостях не было ни слова правды, потому что цензуре подвергались даже сводки погоды, а за чтение некоторых книг можно было лишиться работы? Театр стал для зрителей того времени глотком свежего воздуха.
Ни у одного из актеров Беляковича не было профессионального образования, все они работали, а репетировали и играли спектакли в свободное время. Демонический Виктор Авилов, в обычной жизни водитель грузовика, в полседьмого подгонял свой МАЗ к театру и через полчаса выходил на сцену Гамлетом или Мольером. Энергетика у спектаклей была сумасшедшая: любой из них забирал зрителя с потрохами. Не только игра актеров, которые работали на пределе сил, но и оглушающий звук, бешеный темп – все соединялось и производило ошеломляющее впечатление.
40-летие Театр на Юго-Западе будет отмечать без Валерия Романовича Беляковича: он ушел из жизни в конце прошлого года. В день смерти мастера шел его последний спектакль, «Макбет», вернувшийся на сцену в новой авторской редакции. Театр видит свою задачу в том, чтобы сохранить то, что связано с именем его создателя, – покоряющую зрительный зал энергетику, энтузиазм, мастерство и, конечно, способность слышать дыхание времени.
Оригинал статьи на сайте журнала "Театральная афиша"