После премьеры в битком набитом зале возникли даже не бурные аплодисменты, а подлинная овация. Театральная Москва соскучилась по новым работам Валерия Беляковича. Хотя его спектакли и обладают силой многократного притяжения, так много в них мелочей, нюансов, кружев-бантиков (постоянная публика «Юго-Запада» пересмотрела «Гамлета», «Мольера», «Мастера…», «Игроков» и все остальное не по одному разу), однако даже ананасы в шампанском надоедают и наступает момент, когда хочется пельменей или борща.
Главного героя спектакля, так, между прочим, и зовут – Борщ Московский. А его подельников и подельниц – Царская Уха, Селедка под Шубой, Пельмень Богатырский, Судак по-Польски и так далее. «Подельники» они еще и «братки», поскольку все – нарушители Закона и подлежат уголовной ответственности по статьям Конституции 2040 года, когда, по придумке Владимира Сорокина, из всех перестроек и переделок победителями вышли на Запад и не Восток, не Америка и не Россия, а «зеленые», запретившие все-все-все экологически нечистое, в том числе – привычную еду, поскольку готовится она из убиенных свиней, рыб и куриц. Отказывающиеся потреблять в пищу разрешенные помидоры и тайком выращивающие в ванной коров, с целью последующего их затаривания, ждут различные меры наказания – вплоть до расстрела. Самыми пострадавшим здесь, естественно, оказываются лишенные права на профессии повара, поварихи, поварята, посудомойки, буфетчицы, и они-то начинают оказывать сопротивление Режиму.
Вот как лихо закрутил свой сюжет Сорокин, щедро к тому же разбавив текст ненормативной лексикой (на что особо упирала допремьерная молва). Подобный перенос солененькой бытовухи на сцену часто дает обратный ожиданию эффект. К счастью, в «Щах» по Беляковичу эта ненормированность осталась лишь легкой присыпкой к блюду. Само же блюдо выпекалось смачное, пышущее жаром, исходящее потрясающими ароматами и вкусное до объедения! Ах, как веселится и купается в этой «едовой» фантазии весь «греческий хор» Юго-Запада, в котором впервые на моей памяти женские партии не фон для мужских, а полноправно партнерские.
Какая замечательная премьерша Галина Галкина, она же Чесночная Подливка, - пластичная, острая, безудержная, просто какой-то Белякович (Сергей) в юбке! Сам маэстро, как всегда, держит зал, не отпуская. Его Рысь на Вертеле и Рассольник Валерия Афанасьева – два главных по сюжету интригана, один в жанре патетики, другой – русского надрыва, доводят зрителя до состояния, когда от смеха сводит скулы. А какая роскошно-сексуальная Кровяная Колбаса (Н. Сивилькаева)!
Развязку сюжета Сорокин продумал по-черномырдински: хотели, как лучше… Но это еще не финал, действие которого перенесено, наоборот, в дальнее прошлое, в котором мужики были мужиками, бабы – бабами, еда – едой, зима – зимой… И все это под «Кармину Бурана» К. Орфа: великолепный музыкальный коллаж придуман и составлен, как всегда, Валерием Романовичем Беляковичем, которому, ну, право же! – очень к лицу премьеры.