Премьера спектакля по пьесе Григория Горина «Тиль» должна была состояться в мае, но эпидемия коронавируса этому помешала. Режиссер Наталия Бухальцева три раза начинала репетировать. И вот свершилось! Состоялся ее триумфальный дебют на большой сцене.
Наталия – ученица Валерия Беляковича, она уже работала в Театре на Юго-Западе, правда в «коротком метре» - ставила спектакли для арт-кафе.
«Это мой первый масштабный проект», - рассказывает Наталия, - в нем заняты актеры, с которыми я сотрудничала ранее: Денис Нагретдинов, Антон Белов, Ника Саркисова, Денис Шалаев, Илона Барышева, Татьяна Городецкая. Главную роль – Тиля Уленшпигеля играет мой однокурсник – Вадим Соколов. Пьеса Григория Горина выбрана неслучайно, она актуальна сегодня, как никогда. Я задалась вопросом: нужны ли нам герои - Гераклы, полубоги, и даже люди, готовые к подвигу и самоотречению во имя других?! Мы их ждем, на них уповаем. А, может быть, лучше искать героя в себе самом, стать героем, совершить подвиг преодоления себя самого, не ждать, а жить в полную силу! Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и никто кроме нас самих нам не поможет». Пьеса Горина «Тиль» давно не ставилась на столичной сцене, последний раз она была прочитана артистами театра на Малой Бронной в 2018 году, но долго в репертуаре не продержалась. А текст мощный, образы интересные, многоплановые… И Наталия Бухальцева, в очередной раз перечитав горинского «Тиля», решилась на постановку в родном театре. Воспитанница Валерия Белковича сохраняет традиции мастера, ставит спектакль с оглядкой на учителя.
«Азарт, горение, скорость, динамика, - все от Беляковича», - признается Наталия. А мы добавим - и артист в центре - крупным планом, и минимум декораций, которые вырастают до символов вселенского масштаба – становятся частью тела спектакля, его сюжетом. Двери – вертушки, придуманные Наталией, – мельницы жизни и ширмы одновременно, они «проворачивают» и отсеивают, отделяя главное от случайного, ломают и возносят, открывают и прячут, и пепел превращается в алмаз, и алмаз рассыпается в прах. «У всех предметов и явлений есть обратная сторона», - убеждает нас режиссер. Тиран невозможен без героя, вера без предательства, шут без палача. Роль палача в спектакле исполняет Денис Нагретдинов, он играет не изверга и злодея, а обыкновенного человека, работа у которого – ежедневно приводить приговор суда в исполнение.
«Мой герой – жертва обстоятельств, он добр, дружен со всем городом, внутренне порядочен, просто профессия выбрала его, время такое», - оправдывает своего персонажа Денис Нагретдинов. Но голос его совести с интонацией балагура и шута – Тиля Уленшпигеля сверлит мозг иглой сомнений: «Времена подлыми не бывают», их, как говорил поэт, не выбирают, в них «живут и умирают»…
Идея смерти и бессмертия - еще одна пронзительная тема спектакля. Так гибель героя подарит ему бессмертие, а попытка тирана остаться в истории – забвение. Наталия Бухальцева не боится сгущать краски, в ее постановке мы слышим запах костров инквизиции, дым от которых мешает различать предметы на расстоянии вытянутой руки, но дистанция вечности срывает покровы.
И, как всегда, в Театре на Юго-Западе финал исполнен надежды. «И пусть герой погибает, он сделал все что мог, теперь дело за нами», - говорит режиссёр.
«После «Тиля» хочу выдохнуть, собираюсь приступить к отделке камерного спектакля «Б/у» по пьесе Генри Олди «Вторые руки», - делится планами Наталия Бухальцева. Она предлагает зрителям заглянуть в магазин бывших в употреблении судеб, где есть возможность примерить на себя новую личность, прожить чужую жизнь. Только выбор люди делают в спешке, не думая о том, что за каждый свой неверный шаг придется платить втридорога. Стоит ли повторять чью-то судьбу, может быть, творить собственную? Бухальцева провокатор, она любит подбрасывать зрителям вопросы, ответы на которые слишком очевидны, чтобы быть правильными.
«Я хожу в Театр на Юго-Западе более 30 лет, как попала сюда в 14, так и осталась навсегда, смотрю все спектакли репертуара: «Сон в летнюю ночь», «Дракула», «Гитары», «Мастер и Маргарита», долго ждала премьеры «Тиля». Постановки Наталии Бухальйцевой отличаются глубиной и близки мне, - говорит Ольга, постоянный зритель Театра на Юго-Западе. Сегодня она от души рукоплескала дебюту молодого режиссера на большой сцене.
Оригинал статьи можно прочитать здесь