Сергей Соседов • газета "Сударушка", №16 (704), 27 апреля - 4 мая, 2005 года • 27.04.2005

Смешались в кучу куклы - люди...

Главная / Пресса / Сезон 28

Могут ли роботы заменить человека? Казалось бы, ответ очевиден. А куклы? Способныли они играть лучше актеров? Что за глупый вопрос, скажете! Но не спешите отрицательно мотать головой.

Сходите в Театр на Юго-Западе на изящный, почти бродвейский, спектакль Валерия Беляковича "Куклы". Вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие и от феерически блистательной игры актеров, и от сумасшедше увлекательной интриги, выписанной испанским драматургом Хасинто Грау в пьесе "Сеньор Пигмалион" еще в... 1921 году.
...Старый испанский театр агонизирует: публика не ходит на спектакли, антрепренеры терпят убытки, актеры без работы. А тут еще напасть: на гастроли в Испанию приезжает американская труппа, в составе которой одни... синтепоновые куклы на батарейках. Их шоу уже наделало шуму во всей Европе и грозит затмить традиционный театр. Актеры в шоке: "Неужели Шекспир, Сервантес, Расин, Метерлинк и другие классики будут выброшены на свалку культуры? Позор!" Между тем и без того ясно: театр длинных монологов и искусственных страстей переживает кризис. Публика требует: "Кукол давай!"

Тут-то и начинается самое интересное. Уже выход первой куклы (по имени Брандахлыст) гипнотизирует вас магическим обаянием актера Анатолия Иванова. Он озорно пересмешничает, жонглирует мимикой, уморительно хохочет. Постепенно появляются и остальные герои: трогательно-сексуальный Крохобор (Андрей Санников), "бестормозовый" Балабол (Дмитрий Гусев), симпатяжка Херувим (Олег Леушин), мультяшный вояка Капитан Мамона (Александр Задохин), мрачный Педро-Каин (Алексей Матошин), глуповатый Хуан-Болван (Евгений Сергеев), простоватые Дондинелла (Надежда Бычкова) и Марилонда (Ольга Авилова)... Актеры-марионетки выраженно индивидуальны, типажно ярки и демонстрируют столь высокий класс игры, что забываешь порой, что это... люди. А когда во втором акте они устраивают фантастический шабаш-оргию, и вовсе кажется, что это выход в иную реальность.

Тем хрестоматийнее и оттого скучнее смотрятся "традиционные" сцены с участием "настоящих" актеров, которые без конца морализируют, принимают трагические позы и читают витиеватые монологи-антракты. По сути они тоже куклы - только в руках режиссера. Совершенно невнятна Аурелия (Ольга Иванова), жена Герцога Альдукара (Валерий Афанасьев), несмотря даже на свою эксцентричную, белую с крупным горохом накидку (кстати, совсем не стильную и выбивающуюся из общего костюмного ряда). Непонятно, почему так обидчиво-агрессивен по отношению к своим творениям-куклам Пигмалион-2 (Евгений Бакалов). Этот персонаж с внешностью комсомольского функционера как-то изначально рождает к себе неприязнь, и его убийство куклой Помпониной (Карина Дымонт) воспринимается с невероятным облегчением. Большой натяжкой (а вовсе не творческой находкой) мнится выход якобы истинного Пигмалиона (Валерий Белякович) в финале: собственно, спектакль уже закончился, все точки над i расставлены, и монолог-обращение главного режиссера к зрителю кажется попросту надуманным.

А еще спектакль запоминается обилием ярких фраз-афоризмов: "Через мясорубку обратного хода нет", "Это в школе дважды два - четыре, а в жизни - у кого как получится", "Пока выбиваешь себе место под солнцем, наступает вечер"... Метко. Только получается, все мы куклы в руках... таких же кукол?

Сергей Соседов • газета "Сударушка", №16 (704), 27 апреля - 4 мая, 2005 года • 27.04.2005