Как потоп уничтожил уникальную коллекцию Валерия Беляковича, куда подевался балкон из зрительного зала и где можно увидеть отпечатки ладоней любимых артистов, гости «Ночи театров» узнали во время экскурсии по закулисью Юго-Запада. После прогулки состоялся исторический квиз.
«Сегодня, 27 марта, мы отмечаем Международный день театра и в девятый раз присоединяемся к акции «Ночь театров», - рассказывает худрук Театра на Юго-Западе Олег Леушин. - В профессиональный праздник работаем в четыре смены: утром давали спектакль для детей «В поисках сокровищ», вечером на главной сцене сыграли «Циников» Максима Лакомкина, а в арт-кафе показали зрителям постановку Олега Анищенко «Венеция – Москва. Транзит».
И вот теперь, в 23.30, встречаем гостей, чтобы познакомить их с театром изнутри - прогуляться по гримерным, мастерским, костюмерному цеху и складу декораций. Вести экскурсии буду я и мои коллеги: заслуженная артистка России Ирина Бочоришвилли, стоявшая у истоков создания нашего театра, Антон Белов, Владимир Курцеба и заслуженная артистка России Карина Дымонт. Мы пообщаемся со зрителями в неформальной обстановке, покажем и расскажем, как трансформировался наш театр, менялась сцена, вспомним интересные факты из истории, удивим цифрами. Наши гости должны быть внимательными, чтобы потом правильно ответить на все 14 вопросов исторического квиза. Победителей ждут сюрпризы!»
Луч света
Первыми пришли в эту ночь в театр Наталья и ее дочь Ирина, они приехали издалека, зрительниц не смутило даже позднее время акции. «Мы впервые увидели спектакли Юго-Запада в 2018 году и с той поры «отравлены» этим театром», - говорит Наталья. - Смотрим старые и новые, серьезные и веселые постановки, некоторые по два раза с разными исполнителями, как, например, «Кабалу святош». Хотим увидеть все хиты театра: начнем с легендарного «Гамлета»».
Наталья признается, что их с дочкой потрясли спектакли Валерия Беляковича «На дне» и «Мастер и Маргарита» своей невероятной экспрессией, минимумом изобразительных средств и особым отношением к актерам, именно на них режиссёр делает ставку. Актеры – в центре действия, в луче света, они не лгут, не притворяются, не играют, а живут, каждый раз умирая или воскресая заново здесь и сейчас. «Моя дочь учится на художника-мультипликатора, но ей интересно не только кино, но и театр», - продолжает рассказ Наталья.- Сегодня хотим приподнять завесу тайны и заглянуть в святая святых – за сцену, увидеть, где и как работают специалисты по свету, ведь свет на Юго-Западе поставлен идеально, он заменяет декорации и спецэффекты, становится главным инструментом в создании спектакля».
В новой роли
Худрук Театра на Юго-Западе Олег Леушин встречал гостей в гардеробе: сам принимал одежду, предлагал флаеры для жеребьевки, шутил, что освоил в театре все специальности, в том числе и капельдинера. Зрители получали яркие листовки с изображением спектаклей, по названию постановки выбирался гид для группы.
Мне невероятно повезло, я попала на экскурсию, которую вела заслуженная артистка России Карина Дымонт. Прогулка по укромным уголкам театра превратилась в мини-спектакль одного актёра, Карина Дымонт была неподражаема. Она вспоминала забавные моменты из своей актерской жизни, показывала любимые места, представляла в лицах историю родного театра. Экскурсанты узнали, что сегодня на сцене Юго-Запада идет 51 спектакль, а на складе хранятся декорации к 28 постановкам, остальные размещаются вне театра или находят себе место в свободных уголках.
Так, например, мини-пианино из «Зойкиной картины» ( инструмент был уменьшен специально для спектакля) украсило мастерскую монтировщиков, а в бывшей мастерской основателя театра Валерия Беляковича, который был не только драматургом, режиссёром, актером, но еще и художником, разместились декорации «Циников».
Колонна славы и волшебное зеркало
Узнали зрители и о том, что в театре на Юго-Западе до реконструкции 1996 года был балкон на 4 места, во время спектаклей он набивался до отказа, после капитальной перестройки балкон убрали, а кресла для зрителей в зале, сделанные из прибитых к доскам сидений и спинок стульев, заменили на новые, удобные, современные. После ремонта в коридоре установили колонну, на которой артисты оставили отпечатки своих ладоней – вот такая вертикальная «аллея» звёзд.
Поразил мое воображение костюмерный цех, он кажется бескрайним лабиринтом, в котором легко потеряться, а гигантская коллекция мужской обуви говорит о том, что в театре мужчин-актеров больше, чем женщин. Крохотные гримёрные после реконструкции стали просторнее, в одной из них на столике установлен портрет Виктора Авилова – немеркнущей звезды Юго-Запада, именно здесь выдающийся артист перевоплощался в своих героев.
Кто в доме живет?
В комнате, где сегодня размещается бухгалтерия театра, когда-то был кабинет Валерия Беляковича, в котором мастер бережно хранил уникальную коллекцию пластинок. Над подбором музыки к спектаклям он работал тщательно. В один прекрасный день случился потоп у соседей этажом выше ( театр расположен в жилом доме), коллекция серьезно пострадала, ее пришлось восстанавливать годами уже на дисках. В доме, где расположен Театре на Юго-Западе ( проспект Вернадского, 125), жили артисты Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и, конечно, Женя Лукашин – главный герой «Иронии судьбы». А на сцене театра когда-то играл заслуженный артист РСФСР Станислав Садальский, сегодня известный блогер и журналист.
«Ночь театров» на Юго-Западе завершилась квизом , победителями которого стали постоянные зрители, знатоки истории этой сцены: Полина Колесникова ( 1 место), Ирина Субботина ( 2 место) и Наталья Лучинец ( 3 место).
Напомним, что сегодня посещение театра возможно только в маске, перед входом зрителям замеряют температуру, для соблюдения социальной дистанции заполняемость зала не превышает 50% от общего количества мест.
Оригинал статьи можно прочитать здесь