Открывая рубрику «Наши друзья», мы идем на эксперимент. Только на первый взгляд кажется, что искусство не имеет ничего общего ни с наукой, ни тем более с бизнесом. Процесс взаимопроникновения обогащает обе стороны. Нам есть чему поучиться друг у друга. Ну, а кроме того, помните «Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!..»
Начинаем мы с одного из лучших театров Европы, Театра на Юго-Западе.
Театра на Юго-Западе занесен в Книгу рекордов Гинесса за рекордное количество спектаклей текущего репертуара. Но я с уверенностью могу утверждать, что Театр на Юго-Западе мог бы попасть в ту же книгу за качество спектаклей, актерское мастерство и режиссуру. Спектакли разные, не похожие один на другой, от комедий, до высоко философских. Это спектакль «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру и «Мастер и Маргарита» по Булгакову. Билеты на эти спектакли раскупаются за один-три месяца до представления.
Вообще, когда смотришь театральные действа в Театре на Юго-Западе, ощущаешь себя на празднике Театра, празднике настоящей режиссуры…
Беседу с главным режиссером Театра на Юго-Западе, Валерием Романовичем Беляковичем, ведет Сергей Зарков.
Корр.: Что такое Театра на Юго-западе? Это продолжение классических традиций или нечто совершенно иное?
В.Р.: Театр на Юго-Западе – это история с нуля. Началась она 24 года назад, когда группа борзой и отравленной театром молодежи, среди которых был ваш покорный слуга и мой родной брат Сергей, «заболели» собственным, не похожим на другие, театром. Он возникал, как росток пробивается через асфальт. Сначала мы репетировали во Дворце пионеров, затем в библиотеке, где я работал заведующим, потом нам дали клуб «Мещерский». И только много позже – нынешнее помещение, которое сейчас смотрится совсем по иному, чем в ту пору. Тогда это была бессмысленная стеклянная коробка…
Когда я смотрю на карту театральной Москвы, я представляю ночной город. Огни театров, как на новогодней елке, сверкают и дарят людям свой свет. И я понимаю, если бы не наши усилия, то одним огоньком на этой «елке» было бы меньше.
Корр.: Как Вы считаете, без Валерия Беляковича смог бы плыть корабль, именуемый Театром на Юго-Западе?
В.Р.: Когда Любимов уехал на некоторое время за границу, Театр на Таганке умер. Мгновенно! Ушел в мир иной Тавстоногов – канул в неизвестность БДТ. Как это не печально. Ведь актеры там – глыбы.
Так что, когда из театра уходит лидер, как правило, рушится дело. Конечно, если на смену одному лидеру не появляется другой. Не подхватит штурвал этого самого корабля. Такие случаи в истории театра есть. Например, Театр им. Маяковского, после ухода Охлопкова спасло появление Гончарова, продолжившего начатое дело. «Ленком» ожил с приходом Захарова…
Вообще, вопрос преемственности на театре стоял и стоит очень остро.
Корр.: Что для Вас важнее, процесс или результат?
В.Р.: Я очень люблю, когда играется спектакль. Я люблю спектакль, значит результат. Очень хочу, чтобы актеры меня понимали с полуслова. Главное в театре – зритель.
В контакте с ним и нужно искать правды.
Корр.: Каково Ваше отношение к меценатству? И есть ли меценаты в России?
В.Р.: В прошлом веке, еще было такое понятие – меценатство. Имена меценатов история не забыла: Третьяков, Морозов, Мамонтов, Бахрушин. Их роль в искусстве государства Российского трудно переоценить. Хотелось бы, чтобы меценатство возродилось. А культура – это будущее – наше и наших детей…
Нашему театру помогали несколько человек. Просто приходили и говорили: «Театр нуждается, вот сумма, которую я могу дать».
Это – помощь артистам, очень важная помощь.
Однажды я прорвался к своему однокурснику (по ГИТИСу – прим. корр.) – Володе Гусинскому. Он какое-то время, правда, не очень продолжительное, помогал нашему театру. А сейчас как его достать? Он за четырьмя запорами. В принципе, если постараться, можно, но довольно унизительно все это…
Помню, когда мы только начинали, то на протяжении десяти лет играли спектакли бесплатно. Однажды председатель общественного совета Валерия Дмитриевна Литвинова просто взяла пакет и пошла по рядам. Собрала значительную, по тем временам, сумму – 45 рублей. Театра купил дрель. У нас ничего, мягко говоря, тогда не было. Такие поступки отпечатываются в сердце…
Корр.: Должен ли решаться вопрос о меценатстве на государственном уровне?
В.Р.: Я слышал, продвигается такой закон. Он связан с льготным налогообложением меценатов, как говорится – дай, Бог…
Корр.: Что нужно театру, чтобы он выжил – только деньги, или что-то еще?
В.Р.: Прежде всего, нужно повысить зарплату артистам.
Корр.: Еще что?
В.Р.: Еще – повысить зарплату артистам, и еще – повысить зарплату артистам! Даже костюмы мне не нужны. Пусть играют голые. Декорации найдем на помойке. Все валяется. Нужна только зарплата артистам!!!
Корр.: А что театр может предложить спонсору?
В.Р.: Во-первых, рекламу на всей печатной продукции: программках, буклетах и т.д. Во-вторых, театр может предложить спонсору проводить здесь вечера, целевые спектакли. Мы может организовать и провести юбилеи и торжества, посвященные …летию какой-то фирмы.
Капустники, концерты, традиционные и новые формы проведения подобных событий – все это может украсить не один праздник или торжество.
Многие крупные фирмы, насколько мне известно, помогают театрам. Например, «Би Лайн» помогал создавать театр Калягину. В дальнейшем должен был возникнуть клуб этой фирмы. Возник ли он, и чем дело кончилось, я не знаю. Важна сама идея. Может быть, кому-то будет интересно организовать клуб и нас, иметь свои клубные дни. И прочее, и прочее. Откровенно говоря, у меня слишком мало времени, чтобы думать над экономикой Театра на Юго-Западе. Все так стремительно разрушалось в нашей стране, что мы еще не научились работать по-новому, в новых экономических условиях.
Да, я сделал шесть спектаклей за лето, но это моя работа, как режиссера. На все остальное нужны силы, время, и средства, средства, кстати, немалые. К примеру, мы давно уже выросли из рамок маленького театра. Нужно новое помещение, более просторное и подготовленное. Но куда идти просить?
И тем не менее, я уверен – все мечты и ожидания сбудутся.
Булгаков сказал: «Не проси, сами придут и все дадут». Я придерживаюсь этого принципа.
Корр.: Валерий Романович, если на листе папируса Вас выпало бы написать послание потомкам. Через сотни, а может быть, тысячи лет, это послание нашли бы люди будущего. Что бы они прочли?
В.Р.: Откровенно говоря, у меня нет никакого желания писать подобного рода письма. Я не фантаст. Я, скорее всего, написал бы письмо в прошлое, Есенину, допустим, или Бунину. Я бы их поблагодарил, конечно.
Какую-нибудь глупость бы написал, типа того, - «спасибо, что Вы были…»
Это у Зощенко есть рассказ об изобретении первого фонографа. Там мужика попросили сказать что-нибудь, он и ляпнул: «Эй ты, чертова дура!».. От того, что он не знал, что сказать. Вот и я так же…
(От автора. К сожалению, Театр на Юго-Западе больше известен за границей, чем в нашей театральной стране. В наше нелегкое для театра время приходится, чтобы заработать какие-то средства, много гастролировать. Только за последние два года Театр на Юго-Западе неоднократно побывал в США, Японии, Южной Корее. В этом, конечно, заслуга гл. режиссера Театра – Валерия Беляковича.
Театр любим отечественным зрителем. Почерк театра давно узнаваем. Валерий Белякович не любит «разжевывать», иллюстрировать спектакли. Большой мастер и труженик, он, как режиссер, выражаясь языком бизнеса, производит на рынке театральной промышленности, качественно новый продукт. И будь Валерий Романович, скажем, директором какой-нибудь фирмы, уверен, работал бы он точно так же – с полной самоотдачей на благо России. Пусть это звучит несколько напыщенно, но в этих словах – истина.)