6 декабря в Театре на Юго-Западе отметили грустную пятую годовщину без Мастера – Валерия Романовича Беляковича. Основатель сцены ушел из жизни 6 декабря 2016 года и, по словам художественного руководителя театра Олега Леушина: «С этого дня наша жизнь разделилась на «до и после».
На протяжении пяти лет в этот день театр и его самые верные поклонники вспоминают Мастера. 6 декабря в фойе театра был выставлен эскиз памятника, который будет стоять на могиле Валерия Беляковича на Востряковском кладбище. Автор композиции, скульптор Александр Свиязов и сын Беляковича, режиссер Роман Белякович, предложили зрителям оставить свои отзывы и замечания, которые непременно будут учтены в окончательном варианте памятника.
Театр решил отметить дату восстановлением исторического спектакля Мастера «На дне». В этом сезоне спектаклю исполняется 25 лет. Его первый показ состоялся в 1996 году, и тогда на сцену вышли все те, кто стоял рядом с Валерием Беляковичем у истоков создания театра. С годами актерский состав менялся, сменялись поколения артистов. Для многих спектакль «На дне» стал своеобразной школой профессионального мастерства. В обновленной версии на сцене вновь встретились несколько генераций театральной семьи Юго-Запада.
«Этот спектакль нам хочется сохранить, как память, как величайшую школу актерского мастерства, – сказал автор восстановления режиссер Олег Леушин, – это ансамблевый спектакль, очень сложный по своей структуре. В течение трех часов в нем безостановочно льется жизнь, и научиться артистам существовать вот в таком непрерывном процессе, находясь в него вовлеченным, очень важно. Изменяя состав в новой версии, я увидел свою задачу в том, чтобы соединить практически все поколения актеров, которые сейчас служат в театре. Останутся некоторые актеры из первого состава, которые перейдут на другие роли, например, Галина Галкина, Олег Задорин. Впервые появятся на сцене молодые актеры, которые только-только пришли в труппу – Людмила Лазарева, Игорь Михмель. Такое единение дает возможность молодым актерам поучиться у старших, а на чем еще и учиться, как не на хорошем материале у таких мощных и опытных артистов? Конечно, молодые привнесут свои нотки, свой талант, но мне хочется сохранить этот спектакль в неприкосновенном виде, поскольку это некий эталон актерской школы Театра на Юго-Западе».
Восстановление спектакля, животрепещущего, дрожащего, как оголенный нерв, светлого, вопреки подвальной тьме, получилось внимательным и аккуратным. В нем бережно сохранено все – от костюмов, декораций, движений, великой музыки Вангелиса до оптимистичного настроения, несмотря на убийственную и навсегда актуальную правду жизни. Валерий Белякович написал в своей программке: Макс Горький «На дне». Это было не панибратство, а открытое высказывание – через тьму к свету, не теряя юмора и надежды. Его герои одеты вовсе не как нищенствующие босяки и пропойцы. В светлых льняных одеждах они похожи на чеховских барствующих интеллигентов-дачников, которые также были склонны к бесконечному философствованию на основании вынужденного бездействия. Неважно, в каких обстоятельствах и по каким причинам люди находятся на вершине или на дне жизни, все они одинаково стремятся к свету и лучшей доле, как умеют, как позволяет им воспитание и окружение. Белякович обобщает персонажей до глобальных величин – все женщины на сцене одновременно царственны и хрупки, в белых хитонах они сравнимы с греческими богинями. Нужно уметь увидеть в человеке человека через все внешние препятствия и внутреннюю безнадегу, словно говорят зрителю Валерий Белякович и Макс Горький.
«Многие театры подбирают труппу так, чтобы типажно она укладывалась в «Горе от ума» Грибоедова, у нас на Юго-Западе мы стараемся делать расклад труппы по спектаклю «На дне», поэтому он для нас особенно важен», – сказал в заключение вечера Олег Леушин.
Оригинал статьи можно прочитать здесь