Спектакли по таким хулиганским и поэтичным произведениям как «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, кажется, невозможно представить на традиционной театральной сцене. Действительно: как уныло бы выглядела здесь дорога в электричке, отходящей с Курского вокзала. Московский театра на Юго-западе нашел верное месте действия: он поставил своих «Петушков» в арт-кафе.
Ерофеев рассказывает о буднях московского интеллигентного алкоголика советской масти: эрудиция, неуместность в жизни, нехватка общения, выпивка, похмелье. Так постоянно, пока не найдется хоть какая-нибудь работа, требующая ясности ума и постоянной трезвости мысли. Малейший конфликт выявляет в человеке твердость, непреклонность и классическое понимание чести. От нетипичного и непримиримого умника избавляются, и он снова предоставлен сам себе. В арт-кафе, где зрители могут заказать себе напитки, угощения и устроиться поудобнее за столиком перед небольшой полукруглой сценой, такие сюжеты выглядят органично и, кажется, единственно уместно.
Режиссер Олег Анищенко показал похмелье и хронический алкоголизм героя через расстройство его личности. Вместо одного Венички на сцене предстает пять разных его ипостасей, которые воплощают пять артистов: сам Олег Анищенко, Карина Дымонт, Андрей Санников, Максим Лакомкин, Александр Шатохин. Зачастую они кажутся слишком разными, чтобы быть проявлениями одного человека. Но именно в фантастической перпендикулярности этих образов заключается многогранность, самобытность, талантливость и трагичность самого героя.
Сцены в электричке, разговоры с попутчиками, сам Курский вокзал, пьяные пассажиры и несчастные пьяные женщины, – все это сыграно с такой достоверностью, что в памяти зрителя встают собственные маршруты с Курского… Искушенный зритель оценит тонкий юмор и оригинальную логику героя Венички, рассмеется над тем, что, возможно, когда-то повергало его в ужас (все-таки, пьянство никого не делало счастливыми).
Несмотря на острую социальную тематику, спектакль проникнут огромной любовью к Москве и всей нашей родине. Пусть у одних она начинается «со старой отцовской буденовки», а у других – с бутылки бормотухи или самогонного коктейля «Слеза комсомолки». Но и у тех, и у других она перво-наперво начинается «с окошек, горящих вдали»… Отличные актерские работы превратили эту лиричную историю о пьянстве в высококлассный спектакль-посвящение классику советского пост-модернизма.
Оригинал статьи тут