Обе вдовы были весёлыми: похоронив в этот день мужей-дуэлянтов, не сняв траурных вуалей с кокетливых чёрных шляпок, они уже сидели за столиками Арт-кафе театра на Юго-западе, ожидая своих возлюбленных мужчин. Не имея чести знать друг друга, но пытливо расспрашивая собеседницу о причинах вдовства, каждая признала в даме напротив...любовницу собственного почившего мужа. Ждала женщин и встреча с Дамой, чье место в кафе и в жизненной летописи их мужчин было по центру; и было бы лучше, чтобы те не танцевали с незнакомкой танго смерти накануне.
В Театре на Юго-западе - премьера спектакля режиссёра Максима Метельникова "Дама, чье место по центру" по пьесе классика польской литературы Славомира Мрожека "Вдовы", чтимого на родине наравне с гениями Фредериком Шопеном и Николой Коперником.
Женский поединок начинается с блестящей игры в словесный пинг-понг Вдовой 1 (Карина Дымонт) и Вдовой 2 ((Ольга Авилова) - "твоя отбивка", " твоя подача". Противопоставление голосом - высоким у Вдовы1 и низким у Вдовы 2, наверное, было единственным различием этих двух обезличенных автором дам, не считая их пристрастий в еде ( "торт с крэмом или без крэма").Колкости, которыми так азартно обменивались чопорные и манерные дуэлянтки, демонстрировали хвастовство, эгоизм, полное безразличие и потребительское отношение к почившим половинам, которые "и пальцем не шевельнули, чтобы всё организовать.. А ведь это были как-никак их похороны ".
Официант (Егор Кучкаров) - вполне реалистичная фигура, связывающая своим присутствием, как и место действия, все четыре части пьесы. Он нечаянно, а возможно и нарочно вносит путаницу с записками мужей, вручая их вместо любовниц - жёнам; несколько раз предупреждает Мужчину 1 (грубияна) и Мужчину 2 (меланхолика) не занимать место в кафе по центру. В принципе он занят своими прямыми обязанностями на рабочем месте: вытирает условные столики, расставляет условные стулья, приносит пирожные, пиво, валерьянку, лимонад с соломинками и даже перец (как комплимент от заведения) - вернее,таблички с рисунками этих блюд. Эти продуктовые знаки становятся по ходу пьесы и теннисными ракетками, и битами - своеобразным оружием дуэлянтов. Официант приносит и рулон черного бархата, раскатывая его вдоль стола, как скатерть. К этому поминальному столу широким жестом приглашаются уже упомянутые мужья (горе-дуэлянты) , противостояние которых начиналось с выбора места в кафе и заказа напитка, а потом переключилось на завоевание самого таинственного и зловещего персонажа пьесы - Вдовы 3 (Анна Рыкова).
Хорошо сложенная, высокая женщина в длинной чёрной вуали, закрывающей полностью её лицо, двигается грациозно и с достоинством. Единственная, кто не участвует ни в словесных, ни в иных баталиях, но всегда занимает место по центру и является финалом всех противостояний и отношений - Смерть. Финальное событие – это её танго с 1-м и 2-м мужчиной, следствием которого является бессмысленная смерть обоих воздыхателей.
Авторы задают много вопросов, но не дают ни одного ответа в спектакле, поэтому театральное действие вызывает столько долгих размышлений впоследствии.
Я намеренно не называю имена артистов, превосходно сыгравших роли гиперболизированных, гротескных мужских образов - пусть это будет тайной для будущих зрителей, ведь мы присутствовали на пресс-показе талантливого спектакля театра на Юго-Западе.
Спектакль - настоящая школа концептуальной режиссуры и условного театра, своеобразный мастер-класс по театральной дуэли, где оружием в поединке - по режиссёрской версии- становятся вербальные, изобразительные образы и превосходные актёрские работы.
Уверена, что постановку ожидает долгая творческая жизнь.