Юбилейный 45 сезон Театр на Юго-Западе закрывает тремя премьерами на площадке «Арт Кафе» – камерном пространстве, предназначенном для воплощения творческих идей, экспериментов и самовыражения артистов театра.
18 июня состоялась премьера моно-спекаткля «Маленький принц» – первой самостоятельной постановки актера театра Андрея Кудзина. Проба творческих сил на новом поприще режиссера-постановщика стала безусловной победой.
«Впервые я прочитал эту книгу очень давно, а года три назад она опять мне попалась. Я почувствовал, что это будет отличная моно-история о взрослении человека, – говорит режиссер спектакля, – для меня летчик и Маленький принц – единое целое. Маленький принц как внутренний ребенок героя. Это философский, метафорический материал. Как быть взрослым и не утратить в себе наивного, непосредственного ребенка, который умеет восхищаться? Мне кажется, умение испытывать искренний восторг без бэкграунда жизненного опыта, обстоятельств – большая редкость для взрослого человека».
Свою идею о «едином герое» в лице летчика и принца актер обыгрывает виртуозно. Ему не приходится делать игровой выбор между взрослым и ребенком. Артист просто не совершает видимых переходов от одного героя к другому, но от этого летчик не становится смешным, а мальчик не кажется взрослым.
Спектакль интерактивный. Зрители участвуют в действии с удовольствием, тем более, что им не нужно, смущаясь, выходить на сцену. Все наоборот, это актер идет в зал, к зрителям, и его герой честно здоровается с каждым. От этих дружеских соприкосновений постановка мгновенно перестает быть книжной, она также наполняется жизнью, как звездочками оживают в руках зрителей фонарики телефонов.
Белый парашютный шелк, из которого рождаются целые миры – вот и вся сценография. Немудреный реквизит составляют сундук, роза и многочисленные шапки. Достаточно сменить головной убор, и на сцене появляется новый герой. Отношение исполнителя ко всем остальным обитателям сказки транслируется так мастерски, что ни у кого не остается сомнений в том, что любимый персонаж самого артиста – мудрый лис, мечтающий быть другом.
«Спектакль заявлен как эскиз и это правильно, потому что в нем есть еще над чем думать, что доделать, доработать, – признается Андрей Кудзин, – но я очень рад, что это произошло, для меня это праздник. И еще я благодарен театру за то, что мне позволили это сделать, ведь раньше я еще ничего не ставил самостоятельно». Теперь Андрей Кудзин всерьез задумался о дальнейшей учебе на режиссерском факультете.
25 июня в «Арт Кафе» вернулся спектакль «Червонный валет», который в новой версии называется «Каменный ангел». Несколько лет тому назад актриса Карина Дымонт и режиссер Олег Анищенко сделали маленький красивый спектакль по двум произведениям Марины Цветаевой. Он просуществовал в репертуаре некоторое время, а затем, по словам исполнительницы, был поставлен на «логическую паузу». О его возвращении просили зрители, и сама Карина Дымонт, влюбленная в творчество поэтессы «серебряного века», не раз задумывалась о художественной переработке романтической мини-пьесы.
«У меня появилась идея дать спектаклю новую жизнь, – рассказала Карина Дымонт, – совсем новой эту работу назвать трудно, поскольку материал тот же, сценография та же, как и все ходы, которые придумал в свое время Олег Анищенко. Он по-прежнему является постановщиком и репетировал с нами. Но спектакль преобразовался, благодаря появлению в нем еще двух артистов – Максима Метельникова и Люси Лазаревой, поэтому он, конечно, немного другой. Мне кажется, что в нем появились новые смыслы».
Пластичные, эволюционные преобразования спектакля почти не затронули его структуру, а пришлись на более чувствительные материи. Раскладка ролей на трех актеров сама по себе слегка откорректировала концепцию и еще крепче соединила между собой две пьесы.
Червонная дама в пурпурно-красном платье, ломкая, изящная, недоступная, знающая себе цену – разве это не она несколько лет тому назад была влюблена в Каменного ангела на городской площади? Теперь, познавшая свою женскую силу дама, играет мужскими самолюбиями и их преданностью. Историю взросления 18-летней девушки Авроры, обманутой, но не сломленной, страстно и трепетно рассказывает на сцене юная Людмила Лазарева.
«Я еще никогда не участвовала в поэтических постановках. Это мой первый опыт и очень необычный формат, когда ты не просто читаешь зрителю стихи, что намного проще, ты существуешь в этой истории. Это смесь жанров – важно их совместить, нельзя уходить в «бытовуху» и нужно сохранить ритм стиха. Ты должен соблюдать очень тонкую грань, чтобы не выпадать из работы с партнером, с историей, не начинать просто декламировать стихи», – говорит Людмила Лазарева.
Максиму Метельникову досталось актерское счастье – в одном спектакле сыграть несколько персонажей противоположной характерности. Роли влюбленного и верного Червонного валета и разбитного коварного Амура дают великолепный игровой размах и сиюминутность переброса от одного образа к другому. Задача непростая и для очень опытного артиста, а для молодого исполнителя – настоящий экзамен, который Максим Метельников сдает на отлично.
«Когда Карина предложила мне делать эту работу, я согласился, не думая, – рассказывает актер, – поэзию «серебряного века» я очень люблю и этот спектакль для меня стал замечательной возможностью поговорить на этом языке. Цветаевский язык особенный, до него нужно тянуться. Его самобытность проявляется в образности: это ювелирная работа словом, но грубыми мазками. Такое сочетание несочетаемого, в принципе, характерно для творчества Марины Ивановны. Для актера это настоящий подарок».
Работа Карины Дымонт в «Каменном ангеле» – настоящий бенефис и праздник. Первая исполнительница «Червонного валета» дает подлинный мастер-класс перевоплощений на камерной сцене «Арт Кафе», исполняя все оставшиеся роли в спектакле. Рассказчица, двигатель сюжета, старый еврей на рынке, ведьма-Венера – эмоциональное удовольствие от насыщенного ритмом текста Карина мастерски посылает в зрительный зал. Ее отношение к юным коллегам исполнено удивительной теплоты и благодарности: «Я большой любитель командной работы, все-таки театр – дело коллективное. Когда ты работаешь в жанре «моно», то вся ответственность твоя, а тут мы ее поделили: друг друга поддерживаем, советуемся, мы все на равных существуем в этом спектакле, и это огромное удовольствие. Спасибо Олегу Анищенко, что он нас направил в правильное русло, а также звукорежиссерам Михаилу Короткову и Маше Рыжковой, которые подобрали очень красивое музыкальное оформление».
Триумфальное возвращение на сцену «АртКафе» волшебного, мифологичного спектакля в эстетском стиле декаданса стало одним из главных подарков к юбилею театра.
Третья премьера на площадке «АртКафе» еще ждет своего зрителя и находится в активной разработке поэтических идей молодого актера Театра на Юго-Западе Максима Метельникова. Выпуск спектакля назначен на 16 июля. Пока идет репетиционный процесс, артист может поделиться только замыслом своего проекта:
«Это будет моно-спектакль по моим стихам, представляющий из себя некий синтез театра и кино, – говорит Максим Метельников. – На сцене актер читает стихи, параллельно стихам идет видеоряд. На этой основе возникает то расхождение, то слияние этих двух историй.
Спектакль называется «Аут». Его постановщиком стал актер нашего театра Вадим Соколов. Вместе с режиссером мы пытаемся понять, что приводит человека к резким выходам из ситуаций, к роковым поступкам, которые люди часто совершают в состоянии аффекта. Мы не стремимся рассуждать на тему, скорее это спектакль-рефлексия. В нем есть одно исходное событие и дальнейшая попытка понять, что к нему привело, почему это произошло и как герой дошел до рокового исхода.
Изначально это была абсолютно моя авторская работа, мои стихи и мои идеи для сцен из фильмов. Потом пришел режиссер, и появилась еще одна история, потому что Вадим внес свою авторскую лепту в этот сценарий. Из соединения этих двух историй получилась третья.
Приступая к работе я четко понимал, что мне нужен взгляд со стороны, нужен вожак. Я доверяю режиссеру, и меня поразило то, как Вадим рьяно взялся за эту постановку: я сначала просто оторопел. Он по-настоящему ведет эту историю, потому что и для него она тоже личная, это и его высказывание, его личный поток. Мне кажется, что театр именно на этом и держится – на сотворчестве, на диалоге, на взаимном, честном, личном подходе.
Мы бросились в этот эксперимент с головой и то, куда мы «плывем», мне очень нравится. Видеоряд в данном контексте – это перемотка жизни персонажа назад. Музыка у нас тоже будет авторской, ее пишет композитор из Санкт-Петербурга, актер Малого драматического театра Европы, мой однокурсник Никита Каратаев».
Оригинал статьи можно прочитать здесь