Известно – театр начинается с вешалки. Если воспринимать этот афоризм буквально, то, пожалуй, и заходить в зрительный залне стоило. Вешалка тут была так себе – обычная, прибитая прямо к стенам.
Приглашения, которые раздаются бесплатно, оказалось значительно больше, чем посадочных мест. Невозмутимый администратор легко находит выход. В зал вносят старенький палас и расстилают на полу у самых подмостков.
Значит, дело не в гардеробе, не в тяжелом бархатном занавесе, не в изящных интерьерах и обильном буфете? Порой, все это есть, но нет главного – нет Театра, нет волшебства. А тут оно было.
Свет гаснет. И…
Впрочем, прежде чем рассказать о том, что случилось после «и», надо припомнить, что был зал библиотеки в Востряково, где собрались молодые люди и устроили что-то вроде театра. Это что-то обещала превратиться в нечто, и на ребят обратил внимание Гагаринский райиспоком столицы. Подыскали помещение, и в красный уголок жэка вселилась по ордеру муза. Ей там показалось неуютно, и началась работа. Под дробь отбойных молотков падали стены, лицедеи таскали битый кирпич.
Вместо красочных афиш у станции метро «Юго-Западная» о премьере скромно шептал прохожими единственный плакатик, написанный режиссером и художественным руководителем Валерием Беляковичем, - адрес студии да название пьесы. То была «Женитьба» Гоголя.
Спектакль прошел «на ура». А лучшую рекламу театру-студии стал делать сам зритель.
Мы идем с Беляковичем по театральным помещениям. В небольшой костюмерной на вешалках встречаются эпохи и стили.
- Где же вы это пьете? – поинтересовался я. – Кто художник?
- Здесь и кроим, и готовим. Есть свой самодеятельный костюмер Ирма Алексеева. Вообще-то она инженер-физик…
- А материалы – ведь тут и бархат, и парча?
- Раньше ходили по домам к нашим зрителям, они отдавали нам старые ненужные вещи. Перешивали. Мейчас театралы сами предлагают свои услуги. Не так давно одна женщина принесла нам… довольно приличную шубу. А другой поклонник подарил студии пианино. Впрочем, поклонниками их назвать-то нельзя – скорее друзья театра.
… Четыре года – срок для становления серьезного театрального коллектива небольшой. так в чем же секретного популярности? А никакого секрета нет, в этом убеждаешься, поговорив с участниками спектакля. Они – люди, отдающие каждую свободную минуту театру, работающие бескорыстно, самозабвенно. Среди них – инженеры и рабочие, врачи и архитекторы, авиаторы и строители. Каждый вечер они идут в СВОЙ театр. Приходят сюда после работы и опять начинают трудиться. Репетируют часто до глубокой ночи, а в выходные едут давать выездные спектакли.
Здесь нет «звезд», зато есть, как на производстве, стремление овладеть смежной специальностью. Ира Бочоришвили, студентка, создательница многих женских ролей, - по совместительству художник. Володя Коппалов – фотокорреспондент, а вечером актер и билетер. Виктор Авилов – водитель грузовика, занят практически во всех спектаклях. Кроме того, он отвечает за световое решение мизансцен, занимается вводом в труппу новых актеров…
- Мы никому не отказываем, - подтвердил В. Белякович. – После того, как «опустится» наш условный занавес, у меня в комнате нередко собираются зрители. Рассказывают, кто что умеет, просят записать в театр.
- А если актер не получается?
- В студии всем дела хватит, было бы желание.
Надо заметить, что Валерий – единственный оплачиваемый сотрудник студии. Выпускник ГИТИСа, он отказался от многих интересных предложений профессиональных театров. Он верен своей студии.
Сегодня в репертуаре театра-студии более десятка поставленных пьес.
Этот театр очаровывает искренностью. Он с готовностью выплескивает на зрителя молодой задор, желание трудиться… Он подкупает своим уважением к аудитории, старается быть предельно понятным. Он современник и друг зрителя.
- Как строится ваш сезон? – поинтересовался я у Беляковича.
- Как и во всех театрах.
- Значит, летом гастроли?
- Да. Мы получили приглашение воинов Забайкальского округа. Планируем завернуть и к строителям БАМа.
- Но основная работа актеров…
- Стараемся подгадать отпуска.
…В начале этого материала было обещано рассказать, что же случилось после того самого «и»… Но пересказывать спектакль – дело неблагодарное. Приходите в театр сами. Не пожалеете.
И. Сикорский • Газета СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ, 2 мая 1982 года • 02.05.1982
Театр открытых дверей
Главная / Пресса / Сезон 5
И. Сикорский • Газета СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ, 2 мая 1982 года • 02.05.1982