Наталья Старосельская, Ирина Корнеева • газета "ВремяМН", № 138 (525), 26 августа 2000 года • 26.08.2000

Театр высокого напряжения

Главная / Пресса / Сезон 24

26 августа исполняется 50 лет Валерию Беляковичу – создателю одного из уникальных социокультурных пространств нашей столицы. Это пространство носит имя Театр на Юго-Западе. Думаю, в том, что Валерий Белякович по первому своему образованию педагог, есть некая высшая закономерность: его призвание – учительство в утраченном ныне смысле этого слова. Он создавал свой театр при библиотеке, в которой тогда работал, будущих своих звёзд набирал из участников ТЮМа (был при Дворце пионеров такой Театр юных москвичей), из друзей-одноклассников своего младшего брата, Сергея Беляковича. В те годы многие пытались выстроить свой театр-студию, но лишь единицам удалось выстроить Театр и сохранить его.

Валерий Белякович рано и остро ощутил необходимость преемственности традиций. Обновление? Конечно! Обретение глубоко личной интонации? Разумеется! Резкое противостояние любым формам официоза? Естественно! Но и твёрдое ощущение, что ты начинаешь не среди пустыни, не в вырубленном лесу, потому что были и остались в истории нашего театра поразительные всплески, взлёты откровений, мощнейшие выбросы энергии вдохновения…
Белякович помнит об этом постоянно, как и помнит о своём учителе Борисе Равенских, не до конца оценённом современниками и потомками театральном мечтателе. Валерий Белякович тоже мечтатель. Он остаётся таким даже сейчас, когда до неузнаваемости изменились многие театры, в том числе и его Театр на Юго-Западе. И в последних работах режиссёра всё равно ощущается то, что назвал некогда Александр Грин тоской по несбывшемуся, хотя сегодня не особенно в чести свойственное романтическому мировосприятию высокое напряжение мысли и чувства. Как происходит это, например, в спектакле по пьесе С.Мрожека "Эмигранты" (спектакль называется "Братья"), сыгранном братьями Валерием и Сергеем Беляковичами ослепительно ярко. История двух братьев предстаёт во всём своём скрытом трагизме характеров и открытой фарсовости ситуации, заставляя напряжённо всматриваться в лица, жесты, ощущать чужую боль как собственную. В этом, пожалуй, таится особый дар Валерия Беляковича: каждую мысль, каждый оттенок чувства он умеет довести до того предельного напряжения, когда эта мысль и это чувство становятся твоими собственными.
Я люблю по многу раз пересматривать спектакли Беляковича – "Игроков" Гоголя и "Трилогию" Сухово-Кобылина, "Мольера" и "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Самозванца" Корсунского и "Гамлета", "Ромео и Джульетту", "Макбета", "Укрощение строптивой" Шекспира, "На дне" Горького и "Калигулу" Камю, "Носорогов" и "Король умирает" Ионеско, "Дракона" Шварца… И люблю разве я одна? Моих единомышленников много, и разбросаны они не по одной России, а по разным странам мира, где театр Валерия Беляковича ценят очень высоко. За тайну, что сокрыта в мастерстве актёра и режиссёра. За завораживающую энергетику его спектаклей. За высокое напряжение, под которым мы оказываемся вот уже третье десятилетие, переступая порог Театра на Юго-Западе.


Наталья Старосельская

Наталья Старосельская, Ирина Корнеева • газета "ВремяМН", № 138 (525), 26 августа 2000 года • 26.08.2000