Любительский театр – увлечение или вторая профессия?
Я завзятый театрал. Много езжу по стране и никогда не упускаю случая побывать в театре, особенно на премьере. Как человек, пристрастный к этому виду искусства, я особенно чутко прислушиваюсь ко всякой театральной информации, к отзывам о тех или иных театрах и постановках. В последнее время мне все чаще приходится слышать от друзей и знакомых: сходите в театр-студию на Юго-Западе, обязательно посмотрите спектакли львовского «Гаудеамуса» и тд
Но все это не профессиональные, а самодеятельные коллективы. А при современном обилии и разнообразии интересных профессиональных театров, кажется, трудно всерьез заинтересоваться самодеятельностью. Однако советуют. Может быть, я неправильно оцениваю самодеятельное театральное творчество и сегодня непрофессиональные коллективы несут с собой в наш театр что-то не менее ценное и интересное. Хотелось бы узнать об этом поподробнее.
К. Плескачевский, инженер
Я по профессии инженер, долгое время преподавал в техническом вузе, а свободное от работы время посвящал любительскому театру. Так уж сложилось, что на каком-то этапе жизни главное и второстепенное странны образом перепуталось, и театр из простого увлечения стал естественным и необходимым способом жизнедеятельности.
Глядя на любимый вид искусства изнутри в качестве режиссера студенческого коллектива, а также извне, в роли зрителя, я никоим образом не собираюсь противопоставить любительский и профессиональный театр друг другу или подменить один другим. Наоборот, я хочу найти их сегодняшние точки пересечения, ибо в конечном счете все мы делаем одно общее дело.
Парадокс, выстраданный долгой практикой: мне кажется, что любительское искусство сегодня, если оно не профессионально по своему качеству и уровню, никому не нужно – ни читателям, если говорить о самодеятельных поэтах и прозаиках, ни зрителям, если речь идет о театре и прочих видах зрелищного искусства, ни самим участникам. Здесь только необходимо сразу договориться, что понимать под профессионализмом. Для меня профессионализм актера или режиссера определяется не наличием диплома о специальном образовании, не местом получения зарплаты, а уровнем и глубиной его мышления, самобытностью личности, умением вскрыть и выразить со сцены проблемы времени. К сожалению, исторически сложилось так, что в подавляющем большинстве любительский театр занимается не своим делом, неудачно копируя постановки профессионалов, методологию подготовки актера, даже принцип организации. Начинается «игра в театр» со всеми порочными штампами. Извращается при этом сам смысл существования любительского коллектива как места развития человеческой личности.
Я глубоко убежден, что любительский театр должен иметь свое поле боя, свои, только ему характерные виды оружия в борьбе за человека. И даже если бы сегодняшний профессиональный театр отвечал самым высоким критериям, безоговорочно выполняя свою миссию властителя дум чувств, и тогда в любое время нашлась бы своя неоткрытая земля, ибо мир и театр бесконечны в своем познании.
Статут любителя предоставляет такие потенциальные возможности, которыми право же, грех не воспользоваться. Во-первых, можно строить свой репертуар, открыть для себя и для зрителя неизвестные пьесы – их много, живущих пока только на бумаге, - и представить тем самым молодого драматурга. Примеров тому немного, но они есть.
Не будучи связанными календарным планом, можно решиться на эксперимент, опробуя иную сценическую форму, иной способ общения со зрителем. Причем это не должно быть самоцельное экспериментаторство, погоня за новизной ради новизны. Можно и нужно работать и в традиционной коробке, на известном материале. Но пусть именно здесь, на исхоженных тропинках, откроется зрителю новый мир, яркий самобытный, не похожий на все, что он видел до этого. И тогда «своего Вампилова» предлагает львовский «Гаудеамус», «своего Вознесенского» утверждает Ивановский молодежный театр поэзии, «своего Айтматова» или «своего Лавренева» отстаивает челябинский «Манекен».
К сожалению, и на любительской, и на профессиональной сценах желанная гармония пресловутых что и как встречается редко. Чаще огорчаешься, когда неповторимая индивидуальность автора реализована вялым, беспомощным языком, или раздражаешься от бессмысленного парада-алле блестящих актерских и режиссерских приспособлений.
Может быть, где-то здесь, на стыке что и как, и лежит главная точка пересечения любителей и профессионалов. Уступая в оснащенности ремеслом, человек иной профессии может привнести в общий котел свое восприятие жизни, ее проблематику, горячий пульс времени – и в этом его профессионализм. Днем – студент, инженер, врач, рабочий, вечером – актер или режиссер. Он должен уметь заразить зрителя своей одухотворенностью и бескомпромиссностью, заставить человека что-то изменить или подвергнуть анализу в убаюкивающем монотонном ритме будней, пробудить или обострить гражданское начало в каждом сидящем сегодня в зале.
Но почему же в большинстве своем любительские театры чаще всего представляют все-таки неудачную копию профессионального? Почему она так робко отходит от подражательства, бескрылого копирования?
Можно, конечно, сослаться на непонимание, на организационные трудности. Они есть. И все же основная причина безликости в нас самих. Сложившиеся стереотипы «игры в настоящий театр» настолько психологически связывают нас, что мы просто забываем о возможности взлета, о своем праве на опыт, на неудачу.
Однако события последних лет говорят об интересном процессе, стихийно обозначившемся в среде творческой молодежи. Три года назад впервые в Москве прошел смотр самостоятельных работ профессиональных актеров. Несколько студийных коллективов Ленинграда получили тогда уже статут профессиональных театров. Почти каждый драматический театр страны открыл или собирается открывать малую сцену для экспериментальных работ. В спектаклях народного театра Дворца Культуры «Москворечье» вместе с любителями играли профессиональные актеры московских театров. Интересно зарекомендовал себя московский театр-студия на Юго-Западе.
Наметившийся процесс объединения усилий любителей и профессионалов в поисках «живого» театра естественно возник и развивается без всяких регламентов. Сегодня надо не противиться этому процессу, высокомерно игнорируя друг друга, а сознательно и последовательно искать сближения, точки единства. Сегодня любителям как никогда важно овладение сценическим ремеслом, да необходимо не от случая к случаю, не наездами на завод или в совхоз, а в каждодневном общении с людьми иной профессии ощущать пульс времени.
Конечно, было бы прекрасно, если бы каждый спектакль каждого театра являл бы собой неповторимое явление искусства. Но здесь так же, как технике, существует массовое производство. Следовательно, должна быть и своя опытно-экспериментальная база. В театральном искусстве такой экспериментальной базой мне видится полупрофессиональный театр, объединяющий в совместном поиске творчески одаренных людей.