Автор знаменитых романов «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» и повестей «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце» - М. А. Булгаков, также известен как блистательный драматург. Его пьесы «Бег», «Дни Турбиных», «Иван Васильевич» экранизировались и ставились в театрах.
Не обделена их вниманием в настоящее время и его пьеса «Зойкина квартира».
«В 1925 году театр имени Вахтангова предложил Михаилу Булгакову написать комедию для постановки на сцене театра. В сентябре 1925 года Булгаков получил аванс. В конце 1925 года пьеса была написана, а 11 января 1926 года Булгаков прочитал текст пьесы труппе театра.
За три недели до премьеры, 5 октября 1926 года в еженедельном журнале «Новый зритель» было напечатано интервью Булгакова о «Зойкиной квартире», в котором писатель определил жанр пьесы так: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве».
Действие пьесы относится ко времени НЭПа. Тридцатипятилетняя Зоя открывает на своей квартире швейную мастерскую, а под её прикрытием устраивает дом свиданий. В качестве помощников к ней устраиваются обаятельный мошенник Аметистов и бывший дворянин, возлюбленный Зои Обольянинов. Зоя надеется заработать деньги, чтобы уехать во Францию, и поначалу её бизнес развивается весьма успешно. Главным клиентом Зои становится коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный, который однажды в работнице Зои узнаёт свою любовницу Аллу. Цепь событий приводит к убийству Гуся китайцем Херувимом, подручным Зои, а Зою арестовывают. Последние слова Зои: «Прощай, прощай, моя квартира». (википедия)
Пару лет назад я смотрела постановку этой пьесы в МХТ им. Чехова и большого впечатления она на меня как-то не произвела, несмотря на то, что режиссером-постановщиком ее выступил эпатажный режиссер Кирилл Серебренников.
Поэтому пошла на нее в Театр «На Юго-Западе» просто из интереса, может быть даже сравнения – ведь поставил ее Олег Анищенко, чьи спектакли «Игроки» и «Маленькие трагедии 2k30» я не могу забыть до сих пор!
И на этот раз Олег Анищенко не только не обманул, но и превзошел все мои ожидания!!!
Какой необычный спектакль! Не успел он начаться, как меня мигом, словно по волшебству, перенесло в прошлое!
Ах, Зоя Денисовна Пельц - какая женщина (Карина Дымон>)! Ее можно и осуждать и восхищаться ею! Красивая, уверенная в себе, умеющая добиться своего - такому характеру может позавидовать и любая современная бизнес-леди. Одержимая мечтой о поездке во Францию и испытывая чувства к Павлу Федоровичу, она решается на все, но в итоге ее успех рушится, как карточный домик. Актерская игра Карина Дымонт просто потрясает, она искусно раскрывает характер главной героини, ласковой и любящей, но при этом жесткой и коварной. Невозможно забыть ее пронзительный, временами наводящий мистический ужас, взгляд!
Ах, Павел Федорович Обольянинов! Какой обаятельный и трагический образ бывшего дворянина, спасающегося от жуткой действительности только наркотиками, создал Максим Лакомкин! Эта бездонная печаль в глазах, этот прерывающийся от горечи потерь голос...
Его боль может заглушить только морфий, который сначала помогает все забыть, но затем снова и снова возвращает его к пугающей реальности, образуя замкнутый круг. Актер просто потрясающе смог эмоционально передать чувство безысходности, завладевшее людьми в то время.
Ах, Анисим Зотикович Аллилуя – ярчайший комедийный образ, исполненный гениальным, не побоюсь этого слова, Андреем Санниковым, которому, на мой взгляд, подвластно все!!!
Он в спектакле блестяще исполняет еще одну гротесковую роль - очень ответственной Агнессы Ферапонтовны.
Ах, ах, и еще много-много «ах» дуэту горничной Манюшки (Ксения Ефремова) и китайца Херувима (Вадим Соколов)!!! Безусловная режиссерская удача!!!
Чуть меньше «ах» вызвала у меня игра Фарида Тагиева (Александр Тарасович Аметистов), очень даже неплохо сыгравшего роль афериста, но вот чего-то мне не хватило и я даже пожалела, что в этом составе был он, а не Антон Белов. Хотя, кто знает...
(Зою Денисовну, Павла Федоровича, Александра Тарасовича и Анисима Зотиковича играют два актерских состава).
А каких манекенщиц набрал режиссёр в салон Зои Денисовны!!! Одна краше другой! Здесь и Вероника Саркисова, и Леся Шестовская, и Ольга Авилова, и Наталья Самсонова, и Любовь Воропаева, играющая, кстати, в паре с К. Дымонт хозяйку салона.
И вообще, в этом спектакле нет проходных ролей, каждая - маленький шедевр от исполнителя.
Чего стоят только посетительницы салона – две безответственные дамы (Андрей Кудзин и Иван Городецкий)!
Ну и, конечно же, сам Олег Анищенко, виртуозно сыгравший в своем спектакле две совершенно разноплановые роли – Бориса Семеновича Гусь-Ремонтного, которому подвластно все, кроме личного счастья и китайца Газолина. Браво!!! За считанные доли секунд он превращался из респектабельного господина (хотя это слово для Москвы 20-х не очень уместно) в хитрого, сластолюбивого торговца наркотиками и, по совместительству, хозяина прачечной.
В спектакле так много красивого, интригующего, стильного, необычного, смешного и грустного…
В нем прекрасно все! И безупречная игра актёров, и интересные декорации, и использование мотивов театра теней, и правильно подобранная музыка, и костюмы, которые как будто взяты из того времени, в котором происходит действие пьесы М.А. Булгакова.
Даже не знаю, какие эпитеты можно подобрать к тому, что происходит в течение пролетевших как одно мгновение трех часов на сцене Театра «На Юго-Западе» - шикарный спектакль-кабаре, яркий балаган, «трагическая буффонада» (как называл жанр пьесы сам автор) и т.д., хотя Олег Анищенко скромно назвал свою постановку «почти комедией в 2-х актах».
Во время просмотра я и посмеялась от души и слезы на глазах проступили в финале…
Целую лавину эмоций, самых разных и многогранных вызвала эта такая очень стильная и музыкальная постановка Олега Анищенко!!!
Несмотря на то, что волею режиссера финал спектакля сделан безысходным (легкий фарс превращается в настоящую трагедию с убийствами и крушением всех надежд и неотвратимой гибелью всех, за исключением трех, персонажей пьесы), воспоминания о нем остались только светлые.
Оригинал статьи можно прочитать здесь