ИСПОЛНИЛОСЬ двадцать пять лет Театру на Юго-Западе. В день, выбранный для празднования, на сцене Детского музыкального театра им. Н. Сац (знаменитый подвал на проспекте Вернадского не вместил бы всех желающих разделить с коллективом торжество) состоялась премьера новой версии популярной в народе «Трехгрошовой оперы». На этот раз режиссер Валерий Белякович решил взяться не за Брехта, а за его предшественника Джона Гея, которому изначально принадлежит данный сюжет. Спектакль получил название «Опера нищих, или J. Gay — Opera.ru». Для всех собравшихся на юбилейном вечере «Опера…» стала своеобразной квинтэссенцией режиссерского и актерского мастерства коллектива Театра на Юго-Западе. Хорошо знакомый стиль Беляковича — жесткость и ювелирная отточенность формы, красота и чувственность пластического рисунка, смысловая точность, свежесть восприятия материала, изысканность и простота сценографии, многообразие музыкального решения — в полной мере проявился в новом спектакле. Зрители увидели практически всех своих любимцев: Вячеслава Гришечкина, чей лукавый пастор Кимбл заодно исполнял обязанности Хора, с очаровательной язвительностью комментируя события на сцене; Виктора Авилова, который превратил роль бандита Филча в маленький бенефис; Валерия Афанасьева — страдающего и малодушного Пантеру Брауна; Сергея Беляковича — коварного делягу Пичема.
Множество аплодисментов сорвал красивый любовный дуэт Карины Дымонт (дикая страстная кошка Полли Пичем) и Александра Наумова (элегантный негодяй Мэкки-Нож). В спектакле можно было усмотреть несколько «приветов» предыдущим спектаклям Беляковича, от «На дне» до «Самоубийцы», что для юбилея как своеобразного подведения творческих итогов оказалось вполне уместно. Тем более что Беляковича как режиссера всегда волновали, в общем-то, одни вещи. Как-то: место человека в мире; его катастрофическое одиночество и поиск взаимопонимания с другими, такими же одинокими; ответственный экзамен под названием «чувства», который дано выдержать далеко не всем.
«Опера нищих» на рубеже веков, как в отдельно взятой биографии Театра на Юго-Западе, так и вокруг, — история знаковая. Ибо она — об отчуждении и равнодушии, самой страшной болезни сегодняшнего общества. О том, что деньгами можно измерить даже отношения между родными людьми; о том, что разум, беря верх над чувствами, не оставляет им шанса. О том, как лязгание железа заглушает перезвоны птичьих голосов. И о том, как все-таки важно прорваться через технократию к природной первозданности. Почувствовать, а уже потом понять.