Маргарита Согрина • Газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ, от 21-27 ноября 2014 года • 27.11.2014

Трюки под венцом

Главная / Пресса / Сезон 38

В Театре на Юго-Западе отпраздновали 40-летие спектакля Валерия Беляковича по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба», с которого, собственно, и начиналась легенда этой сцены.
Спектакль старше театра. Он  был поставлен Валерием Беляковичем в 1974 году на сцене поселкового клуба в Мещерском. Театр же возник только через три года. Первый режиссерский опыт мастера осуществлялся в предельно скромной обстановке, почти без декораций и костюмов, на фоне бедного, старого задника  сцены, который после удачной премьеры постановщик забрал с собой, как своеобразный талисман или даже оберег. Сегодня Валерий Романович сравнивает этот ветхий задник с Туринской плащаницей, и в этом нет никакого богохульства или преувеличения. Для молодой труппы Юго-Запада успех «Женитьбы» стал началом всех начал.

Новичков бил нервный озноб

- Семидесятые. Востряково. Я заведую библиотекой. Уже отравлен театром, актерский опыт есть, но еще ничего толком не знаю, не умею, - вспоминает процесс создания своего первого спектакля отец-основатель Театра на Юго-Западе Валерий Белякович. – Прочитал «Женитьбу» Гоголя – удивился, проникся, загорелся. Нужно непременно ставить! Предложил младшему брату Сергею собрать коллектив. Брат сразу откликнулся: «Надо Рыжего позвать, он хорошо анекдоты рассказывает». Рыжий (Виктор Авилов) не отказался. Пригласили друзей и знакомых, одним словом, наскребли актеров на пьесу. Ставили быстро, играть решили на сцене клуба, другой возможности не было. И вот день премьеры – зал тесный, набит битком, новичков-артистов бьет нервный озноб, свечи в руках дрожат, которые они по сценарию выносят на сцену. Ничего не умеют, учатся на ходу. Спектакль живой, смешной,  поставлен, как серия трюков, в народном площадном стиле. Постепенно от скованности и страха ничего не остается, актеры начинают вольно дышать, зажим уходит! Успех ошеломительный! Известный режиссер Борис Львов-Анохин в восторге, игра ребят подкупает свободой и искренностью. А мы дурачимся. Афиша на клубе гласит: «Женитьба» Коли Гоголя, спешите!» - примитивный рисунок, корявые буквы и мамина комбинация, усиливающая эффект эстетического эпатажа и дерзкого вызова…
Кто знал, что с того времени пройдет 40 лет, а спектакль будет жить! Что почти никого не останется из первого состава: безвременно уйдут Виктор Авилов, Сергей Белякович, Ольга Белякович… А их дети выйдут на подмостки, не давая прерваться ручейку великих театральных традиций. Сегодня роль экзекутора Ивана Павловича Яичницы играет Михаил Белякович, не повторяя, не копируя, но мягко наследуя манеру отца.


Боль и правда клоунады

Агафьи Тихоновны были разные, эту роль исполняли замечательные актрисы «Юго-Запада», но в сценической версии, которую в 40-й день рождения спектакля последний раз предложили вниманию зрителей, костюм подколесинской невесты примерил на себя блистательный комик, заслуженный артист России Александр Горшков.
По мнению автора спектакля Валерия Беляковича, Гоголь сам был шутником и мистификатором, выходил на сцену в роли госпожи Простаковой в фонвизинском «Недоросле», что делает такой режиссерский ход вполне оправданным, а если еще и отталкиваться от игровой стихии народного театра, то подобное прочтение «Женитьбы» вполне в духе классика.
- Не стоит усложнять эту пьесу, «ошинеливать» ее, - считает Валерий Белякович. – В клоунаде достаточно своей правды и своей боли.
Спектакль будет возобновлен на сцене театра с молодым актерским составом. Ведь жить без Гоголя Белякович просто не в состоянии. Режиссер собирается продолжить разговор о внутренней свободе человека, его потребности самостоятельно решать свою судьбу, и быть готовым в любой момент выпрыгнуть в окно – то есть победить силу давления обстоятельств даже ценой собственной жизни.

Маргарита Согрина • Газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ, от 21-27 ноября 2014 года • 27.11.2014