Так бывает. Мариенгоф — писатель талантливый, но имя его малоизвестно. Роман «Циники» написан почти 100 лет назад, но свеж как гвоздика революционного красного цвета в петлице пламенного большевика.
После премьеры «Циников» Макса Ладо (Максима Лакомкина) сложно называть начинающим режиссёром, хотя по существу спектакль «Циники» его дебют на московской сцене. Спектакль получился настолько зрелым, мощным, идеально совпадающим с внутренним темпоритмом Театра на Юго-Западе, что не нужно ходить к гадалке за предсказанием, бесспорно он встанет в один ряд с лучшими постановками этого культового театра.
Нельзя не удивляться тому, насколько современно выглядит драматургический материал, написанный писателем Анатолием Мариенгофом в сложнейшие трагические постреволюционные годы. Роман долго лежал на полке ибо не был наполнен пропагандистским пафосом тех времён, не делил людей по цвету на красный и белый, а только бесстрастно давал жуткую документалистику бегущей телеграфной строкой и нарисовал точные психологические портреты тех людей, которым судьба уготовала жизнь в сложнейшей обстановке тотальной смены идеалов, власти, морали, отсутствия элементарного бытового комфорта и примитивного голода.
Текст сложный и его много, отношения запутанные, трагичный временной фон — действие романа происходит в течение 1918-1924 годов, захватывая революцию, гражданскую войну, голодомор, военный коммунизм, НЭП. Мариенгоф – имажинист, а имажинисты владеют даром вкусного языка, перенасыщенного красочными метафорами. «Цветы похожи на белых голубей с отоpванными головками», «ветеp бегает босыми скользкими пятками по холодным осенним лужам», «в печке тpещит сухое деpево, как будто кpепкозубая девка щелкает каленые оpехи». В «Циниках» богатая психологическая основа, интересные необычные персонажи, сочетание смешного и трагического, серьёзного и пошлого, высокого и низкого. Всё вместе взятое продолжает вызывать острый интерес у зрителей, даёт возможность актёрам глубоко проработать роли.
Главные герои – Ольга и Владимир, пара, которая на наших глазах пытается выжить, сохранив себя насколько это возможно. Макабрические диковинные отношения, где один партнёр любит, второй позволяет это делать, в серебряные времена воспринимались бы как декадентский шик и богемное презрение к условностям. В чудовищные и мутные 20-е единственный способ приглушить тотальную боль от того, что происходит с людьми и страной, приспособиться к новым лицемерным законам бытия – прикрыться бронёй цинизма. Природа этого цинизма не вульгарная, а вынужденная. Женщина хочет остаться женщиной, а мужчина не может утратить достоинство в любой ситуации.
Очевидная удача спектакля – точный выбор актёров, которые носят на себе типажи своих героев как вторую кожу. Андрей Кудзин (Владимир) и Ольга Авилова (Ольга) – великолепные работы. Они переполнены тем, что называют «актёрским воздухом» — мимические нюансы, жесты, детали, артикуляция, живые человеческие черточки. Наслаждение смотреть на них, на все те актерские приёмы, что заставляют зрителя забыть, где он находится и полностью уйти в действие на сцене. Актёры пользуются предельно драматическими красками, совершают огромное количество психофизических зигзагов в своих ролях, при этом остаются лёгкими, точными и одухотворёнными. Как говорили выдающиеся режиссеры: «Легкость спектакля есть важный признак искусства». В небольшой неглавной роли Карина Дымонт (Марфушка) совершила невероятное. Для меня гениальность этой замечательной актрисы открылась именно в «Циниках». Дуальная женская пара рельефно оттенила разность двух характеров, столкнув лбами мягкую преданность и надменную аморальность.
Весь спектакль также держится на внутренних связях между актёрами, на сцене вне зависимости от главенства роли никто не фальшивит, все держат градус. Инвалидная коляска, к слову, не ограничила Дениса Нагредтинова (Сергей) в фееричном актёрском мастерстве. Александр Шатохин (Докучаев) бесподобно показал повадки ошалевшего от денег нэпмана, «нового русского» того времени.
Все как-то правильно сложилось и подобралось в этом спектакле, хорошо утрамбовалось по времени, скорости и паузам. Потрясающая музыка в стиле нуар-шансон (питерская группа «Аффинаж»), отдельное спасибо за главную музыкальную тему — песню «Весело».
Максим Лакомкин точечно подправил Мариенгофа, в нескольких местах переставив фразу, дописав новые диалоги, но эти микроизменения, не изменив ни на йоту авторскую мысль, тем не менее, привнесли абсолютно новый и очень важный смысл, наполнили роман, написанный красиво, но холодно – любовью, о которой много говорят герои, но которой так мало у них. Передвинутая из середины пьесы в финал одна саркастическая реплика героини, внезапно превращает циничную сторонницу свободных отношений в любящую женщину и завершает историю на высокой ноте.
Максим Лакомкин закончил актёрский факультет Нижегородского училища имени Е. Евстигнеева.
«Мне всегда было интересно фантазировать и сочинять спектакль. Момент создания спектакля для меня наиважнейший, получаю от этого громадное удовольствие, больше, чем когда я играю. Мои педагоги в Нижнем Новгороде советовали мне поступать на режиссёрский. Четыре года я отучился в питерской Театральной академии, но бросил, потому что актёрство на тот момент волновало сильнее. Была ещё одна заочная попытка, но тоже её оставил. Сейчас я нашел правильное место и тех педагогов, которыми восхищаюсь. Заканчиваю Щукинское театральное училище, мои мастера — Юрий Николаевич Погребничко и Андрей Юрьевич Левицкий. Спектакль «Циники» — моя дипломная работа».
Оригинал статьи можно прочитать здесь