То, что в Театре на Юго-Западе можно увидеть любое известное произведение в совершенно непривычной интерпретации, никого уже не удивляет. Но всякий раз, приходя туда на очередную премьеру, можно надеяться не только на вспоротую изнутри классику, повернувшуюся вдруг зрачками в твою собственную душу, но и на открытие тех истин, о которых раньше не думал и к которым не был готов. В поставленной Валерием Беляковичем мистерии одной ночи «Фотоаппараты» по одноименной пьесе Петра Гладилина существует чистой воды фантазия о жизни человеческих эмбрионов, которым от момента зарождения исполнилось всего-то 5 недель. Эта фантазия приводит авторов, исполнителей, а затем и зрителей в такие дебри мыслей, чувств и ощущений, куда мы не забираемся в обычной жизни, от которых бежим, чтобы не разрыдаться от отчаянья и не завыть от нестерпимой боли. Правда, поначалу все, что совершается на маленькой сцене театра, кажется и нелепым, и смешным, и трогательным. Но более всего невероятным. Ну, кто бы мог представить себе, что человеческие зародыши, находящиеся в утробе матери, могут думать и чувствовать, как полноценные люди. Хотя наука сквозь преграды жестокой действительности давно уже убеждала нас в том, что когда женщина избавляется от своего не родившегося ребенка, он страдает от ужаса и горя не меньше, чем мы с вами. Но одно дело читать и слышать научные воззрения, и совсем другое – кожей и всеми фибрами ощущать реальность другой жизни, которая благодаря именно тебе зародилась и тобой же была убита.
Фабула спектакля состоит в том, что две беременные женщины, отдыхая на даче, принимают судьбоносное решение: одна хочет сохранить ребенка, другая – избавиться от него. Узнав об этом, их не родившиеся дети сбегают от своих мамаш, устремляясь в путешествие за океан, знакомятся с насекомыми, жизнь которых быстротечна, как вспышка молнии, понимают язык любого живого существа , а также красоту и трагичность их существования. Они даже устраиваются на работу в американской газете фоторепортерами, потому что свои переживания и все, что видят вокруг себя, восторженно снимают на фотокамеры. Но решение одной из матерей неотвратимо, как гильотина, и одна из жизней прекращается, заканчивая действие спектакля.
Всю эту мистерию приводит в движение, заставляя нас в нее поверить, уникальные актеры театра «На Юго-Западе», выпестованные своим создателем Валерием Беляковичем так, что способны быть одновременной и виртуозной функцией и неохватной вселенной. И их мир, рождающий сам себя, дарит нам невероятную энергию, выброшенную в нас режиссером и его творениями. Вот почему сидя в этом маленьком зале, ты как будто проникаешь в космос, постигая хотя бы на йоту то, о чем не можешь признаться себе даже в минуты откровения.