Мастер вернулся... Причем, сделал это триумфально. Валерий Белякович вновь возглавил созданный им театр. И сразу же возвратил в репертуар один из самых ярких и любимых публикой спектаклей. С Шекспиром у Беляковича давние и свои особые отношения.
Он ставил классика на разных сценах мира. Возродить «Макбета», разумеется, в новой интерпретации, с новым актерским составом на родных подмостках режиссеру «подсказал» сам автор.
По словам Валерия Романовича , Шекспир явился ему ночью, почти, как созданные им в «Макбете» ведьмы, и потребовал «перечитать» свою трагедию, при этом витийствовал и пророчествовал, « сулил славу и подгонял...»
Всего месяц потребовался на постановку пьесы. Напомним, что в Театре на Юго-Западе принято работать быстро, на одном дыхании, пока материал еще живет, дышит, кипит в огненном котле вдохновения. Валерий Белякович признается, что Шекспир органичен для сцены и актеров Юго-Запада, у гения и театра одна природа страсти.
Конечно, новый «Макбет» стал иным, сегодняшняя версия разительно отличается от первой редакции. «Мы повзрослели, стали мудрее и глубже... Пророчества мелких бесов уже не пугают и не убеждают. Предвещать будущее могут только высшие силы и Посланники Света, герои, например. И потому в спектакле с последним предсказанием к Макбету , привыкшему иметь дело с ничтожными «пузырями земли», обращается невинно убиенный король Дункан, что, несомненно, сильнее, ярче и точнее в художественном отношении , –рассказывает Валерий Романович. Он , кстати, сам выходит на сцену в этой роли. Король Солнце и Князь Тьмы ( так можно назвать Макбета в исполнении бесподобного Сергея Бородинова) ведут открытую полемику с друг с другом и миром в целом, в ходе которой неизбежно возникает тема двойничества и отражения. «Добро есть зло» , - утверждают шекспировские ведьмы, ( их блистательно исполняют молодые артисты: Георгий Иобадзе, Вадим Соколов и Алексей Назаров. Идея отдать женские роли мужчинам – еще одна удача постановщика!) у всех явлений наличествует обратная сторона, «лишь смерть способна жизнь вдохнуть» , а сам ад не за пределами сущего ,а здесь, рядом , в нас самих. «Весь ХХ век- это время Макбета, кровавой, безжалостной бойни за власть , и сегодня мир активно «макбетизирует» – достаточно прослушать последние информационные сводки, - продолжает размышлять режиссер, -власть безудержна, как страсть, она не знает границ и чревата своими возможностями. Что противопоставить этому злу? Только любовь и веру.
Лопасти сюжета
«Макбет» Валерия Беляковича сценически безупречен. Декораций минимум , что в традициях Юго-Запада, но они органично вписаны в ткань повествования. Металлические двери, вращающиеся вокруг своей оси, становятся колесами интриги, главным механизмом действа, лопастями сюжета. Двери – молох, пожирающие тех, перед кем еще вчера гостеприимно открывались. Двери – флюгер, реагирующие на малейшие изменения в направлении ветра.
В багрово-алом пламени софитов ( свет и цвет –равноправные действующие лица спектакля) купается великолепная , зовущая на эшафот искушений леди Макбет. Невозможно не пойти за гибельно-прекрасной героиней Любови Ярлыковой, бессмысленно противиться ее чарам. Актриса не в первый раз выходит на сцену в образе ведьмы и невероятно убедительна в данном амплуа.
Оригина статьи тут