Татьяна Петренко • журнал "Театральная афиша", октябрь 2009 года • 10.2009

Валерий Афанасьев. Актерские байки

Главная / Пресса / Сезон 33

Старший брат, артист Олег Афанасьев, нередко спрашивал младшего: "Валера, ты хочешь быть артистом?" Но младший увлекался спортом: боксом, плаваньем, гимнастикой (у него был первый взрослый разряд). Однако в 9-м классе Валерий все же записался в Народный театр при заводе ЗИЛ, откуда вышли Вера Васильева, Татьяна Шмыга, Василий Лановой...

В Народном театре все было всерьез: сценическая речь, движение, танец, этюды. Не удивительно, что после 10-го класса Валерий поступил в Театральное училище им. Щукина. В Театре им. Гоголя дипломированного "щукинца" пригласил на главную роль художественный руководитель Борис Гаврилович Голубовский, сказав при этом: "У меня с вами связаны большие планы". Здесь Валерий проработал 20 лет. Когда Голубовский ушел преподавать в ГИТИС, над его спектаклем в Театре им. Гоголя продолжил работать Валерий Белякович. Так два Валерия встретились. Через некоторое время Валерий Афанасьев ушел в Театр на Юго-Западе. За 20 лет работы в этом театре он сыграл в 28 спектаклях.
Свое шестидесятилетие 20 августа 2009 года Валерий Алексеевич встречает работами в девяти спектаклях, съемками в кино. У него три сына и три внука. Ни один из сыновей по стопам отца не пошел. Вся надежда на внука Василия, день рождения которого 23 октября, совпадает с датой создания Щукинского института, который окончил дед.

НЕПРОЧНЫЕ СТАВНИ
Классный руководитель обещала поставить мне по поведению четверку, а моему другу Витьке Прозорову - тройку. Его мама грозилась повесить его на абажуре. В конце года нас повезли смотреть панораму "Бородинская битва". Мы уступаем девочкам место в автобусе, пропускаем их вперед. После экскурсии я решил заглянуть в домик в Филях. Подошел к домику с обратной стороны, залез на завалинку, ухватился за одну половинку ставни, чтобы подтянуться, а она оторвалась и повисла на одном гвозде. Я пулей несусь к автобусу. На следующий день учительница говорит: "Мальчики вчера так хорошо себя вели, что я решила поставить Афанасьеву пять, а Прозорову четыре. Я толкнул Витьку: "Радуйся, теперь тебя мать на абажуре не повесит", а сам думаю: Если бы узнали, что я сломал ставни в государственном музее, не видать мне пятерки".

МАША ПОГИБЛА
На первом курсе Щукинского училища мы подготовили этюд на военную тему. Землянка. Двое солдат, Валерий Фокин и Владимир Иванов, уходят в разведку. Остальные остаются. Люда Зайцева кашеварит, мы поем под аккомпанемент гармошки Виталия Едининскова. Песня спета, реплики произнесены, а разведчиков нет. Начинаем мысленно проклинать их, потому что понимаем, как глупо мы выглядим. Наконец, они возвращаются. Взахлеб рассказывают, как трудно было им пройти по тропе, минуя немецкие посты... И тут наш гармонист ни с того ни с сего спрашивает: "А где Маша?" Еле сдерживаясь от смеха, Фокин почти со слезой в голосе отвечает: "Маша погибла!" От неожиданности Виталий выпалил: "Не может быть!" Мы услышали хохот в зале и возмущенный голос педагога: "Такую святую тему порочите, документы заберете!" Но, к счастью, все обошлось.

ПОДНОС
Репетиция спектакля в Театре им. Маяковского. На авансцене Татьяна Доронина, Армен Джигарханян, Александр Шворин. Сзади в массовке  артист с подносом в руках. Ему стало скучно, он стал подбрасывать поднос, не удержал его, поднос с грохотом падает на пол. Шворин тихо сказал: "Уволен!" Другие тоже собрались было возмутиться, но Джигарханян всех опередил: "А я бы эту мизансцену закрепил". И тем самым уберег молодого артиста от гнева партнеров, но тому пришлось потом на всех спектаклях подбрасывать и ронять этот злосчастный поднос.

ЛОБЗИК
На первом курсе я так влюбился, что решил жениться. Она была на три года старше меня, и заявление у нас не приняли, сказали, чтобы пришли с родителями. Спустя какое-то время я увидел ее с молодым человеком. Страшно переживал, но время затянуло душевную рану. Я стал артистом, работал в театре. Сестра подарила мне белый плащ под "битлз". С моими вельветовыми брюками он чудесно смотрелся. Мы случайно столкнулись с ней в метро. Она окинула меня оценивающим взглядом и вздохнула: "Как же бедно бедно ты одет!" Потом рассказала, что ее муж мастер на все руки, что у них сломалась подставка под будильник, и он лобзиком выпилил фанерку, покрыл лаком, так красиво получилось. "Как хорошо, что мы с ней не поженились, а то мне пришлось бы всю жизнь выпиливать лобзиком". 

АЛКОГОЛЬ ШОП
Прилетели в Чикаго на гастроли. Решили отметить. Поймали такси. Артист, который сидел рядом с водителем, говорит по-русски: "Нам нужно выпить, нам магазин нужен". Я поправляю его: "Ты ему по-английский скажи"Мэгэзин". Через две минуты нас привозят в местное отделение "Союзпечати". Ведь magazine - по-английски "журнал". Тогда наш артист, мешая английские и русские слова, начинает объяснять: "Мой friend очень like алкоголь, он так like..." Водитель закивал: "Yes, alcohol shop" - и привез нас куда надо.

ЯИЧКИ НА ДОРОЖКУ
Шефский концерт в Перми на птицефабрике. С нами Борис Петрович Чирков. Нам накрывают роскошный стол. Рядом со мной оказывается женщина, которой я, видно, понравился. После банкета она меня спрашивает: "Может, тебе яичек на дорожку?" Я решил, что она просто так, пошутила. Смотрю, перед отъездом двое грузчиков несут коробку, в которой было 360 яиц! Мы между собой их разделили, каждое утро яичницу жарили. Казалось, их так много! Но в конце концов, к отпуску на юг, где уже отдыхала моя жена с сыновьями, я привез два яичка. "Что, у нас тут яиц нет?" А я ей говорю: "Это не простые яички, они с самой птицефабрики!"

У НАС ФИЕСТА!
Я привык общественным транспортом, в метро время не терял, повторял роль. Несколько лет назад я снялся в рекламе напитка "Фиеста". И незнакомые люди стали приветствовать меня возгласами "У нас фиеста!" Узнавание приняло такой размах, что пришлось пересесть за руль собственного автомобиля. Ну, как тут не посетовать: "Стараешься, играешь такие мощные роли, как Макбет, Пилат, а стюардесса в самолете улыбается: "Вам фиесту?"

ПРИВЕТ ОТ ЛАЙЗЫ
Конец гастролей в Чикаго. Сижу в гостинице. Передо мной лежит открытка с видом города. Я подумал: "Что если пошлю ее самому себе?" Написал текст от имени женщины: "Дорогой Валерий, я была на вашем спектакле. Восхищена вашей игрой. Хотелось бы с вами познакомиться. Лайза Минелли" Недели через три получаю в Москве эту открытку. Жена сразу раскусила, чьих рук это дело, приятели же, приходя к нам, прочитывая открытку, удивлялись: "Она что, знает русский?" Мне пришлось придумать, что бабушка у нее русская. Правда, я не уточнил с чьей стороны: мамы англичанки или папы итальянца.

Татьяна Петренко • журнал "Театральная афиша", октябрь 2009 года • 10.2009