Ранним утром 6 декабря 2016 года не стало Валерия Беляковича, человека-легенды театральной Москвы. Ему было 66 лет. Недавно он вернулся в основанный им театр.
Во времена моей молодости ходить в Театр на Юго-Западе было не просто модно. Театров было много, но там было другое, абсолютно. Просто другое, и все. А быть там завсегдатаем было не просто хорошим тоном, а признаком некоторой интеллектуальной избранности. Фамилия «Белякович» не сходила у любителей театра с языка. Он совершил невероятное: открыл принципиально новый театр в принципиально старой стране – в разгар застоя, в 1977-м. Это был новый взгляд на классику, сцену, контакт со зрителем... Он предложил альтернативу тому, что надоело и устарело. Но сделал это с гениальным изяществом.
Москвич, заслуженный артист, народный артист. Строчки биографии ничего не расскажут, на самом деле, ни о метаниях, ни об исканиях, ни о том, какие планы вынашивал Валерий Романович. У него был свой путь, огромный опыт и огромный актерский дар. Про режиссерский – помолчим... Давным-давно он поступил на курс Гончарова, но быстро вступил с мэтром в конфликт и покинул ГИТИС. И будто назло знаменитому наставнику очень быстро стал ведущим актером театра «Скоморох» под руководством Юденича. Как он играл Алексея в «Оптимистической трагедии»! Это можно было смотреть до бесконечности! А потом – он постоянно искал, пробовал себя в разных образах, тестировал себя как актера, наращивая требования – «перебрал», например, все мужские роли в «Вестсайдской истории»...
Говорят, из актеров не получаются хорошие режиссеры. А Галина Волчек как-то сказала, что для того, чтобы это произошло, режиссер должен подавить в себе все актерские данные. Опыт многих показывает, что Галина Борисовна права. Но случай с Беляковичем был особым. Уже после окончания филологического факультета Педагогического института он еще раз вернулся в ГИТИС и окончил его как лучший актер и лучший режиссер. В одном лице.
Оригинал статьи тут