Режиссёрский почерк Валерия Беляковича, художественного руководителя Театра на Юго-Западе, не перепутаешь ни с каким другим. Любая пьеса, которую он выбирает для постановки, выстраивается "под свой театр", принципиально мозаичный, коллажный, разноцветный как витраж средневекового собора. И ещё – музыка, идеально совпадающая с ритмом, темпом, движением, жестом, интонацией актёрской речи. Всю её и всегда Белякович подбирает сам, делая это виртуозно.
- Какое у Вас музыкальное образование, Валерий Романович?
- Никакого.
- В таком случае, откуда же такого высокого класса любительство?
- Благодаря коллекционированию, которое у меня то ли хобби, то ли часть профессии. Начинал когда-то аж с гибких пластмассовых пластинок-вкладышей в журнале "Клуб и художественная самодеятельность". Потом, когда появились кое-какие деньги, перешёл на нормальные виниловые пластинки, купил проигрыватель "Ригонда". Кайф ловил такой, что позднее даже все "сиди" и лазеры не могли перешибить. Количество винилов росло со страшной скоростью, на последнем этапе коллекция состояла уже из двух тысяч дисков.
- Что значит "на последнем этапе"? Вы это богатство продали, обменяли?
- Да если бы… Весь мой многолетний труд уничтожился враз и старым московским способом: в квартире прорвало батареи, и пар с кипятком сделали своё дело – фонотека "сварилась". Пришлось начинать всё сначала. Хотя нет худа без добра: к тому времени уже появились компакт-диски, и я волей-неволей перешёл на этот уровень. Сегодня у меня уже несколько тысяч компактов, естественно, в цифровой записи. Покупаю всё, что может, пусть даже малюсеньким фрагментиком, пригодиться в оформлении очередной постановки.
- А можно пример таких "малюсеньких фрагментиков"?
- Ну, скажем, при постановке "Жаворонка" Ануйя были использованы эпизоды из нескольких симфоний Шостаковича, по этому поводу я тщательно изучил все пятнадцать. Хотя эта музыка так хороша сама по себе, что дробить её на кусочки было до слёз жалко.
- В репертуаре "Юго-Запада" есть своего рода мюзикл, сделанный из шекспировской комедии "Сон в летнюю ночь", с песнями, танцами, ариозо. Здесь уже целое "музыкальное собрание народов и эпох" – как оно создавалось?
- Естественно, музыка должна совпадать с эпохой. Но в данном случае эпоха фантастическая, созданная воображением Шекспира. Причём, материал многослойный. Есть, скажем, свадьба афинского герцога Тезея и королевы амазонок Ипполиты. Тут сама собой получилась некая полуопера с элементами пародии на жанр. Материал был взят с компакт-диска "Реставрация" – подбора торжественных исторических мелодий. А когда действие переносится в лес и разыгрывается среди эльфов и фей, то это уже пластинка известного японского композитора Китаро. А когда фавны поют для фей – это уже группа "Амадеус". Кому-то вся эта эклектика нравится (вообще, "Сон в летнюю ночь", пожалуй, самый аншлаговый спектакль), другие говорят – "ПТУ", "Востряковский стиль". Что ж, я делаю так, как могу.
- А были случаи безмонтажного или почти безмонтажного использования какой-либо музыки?
- "Кислород" Жарра и булгаковский "Мольер". "Кислород" я впервые встретил в 1977 году и купил за шестьдесят рублей при моей тогдашней зарплате в семьдесят. Жарр будто специально написал своё произведение под Булгакова. Эта постановка идёт и по сегодняшний день – и всё время сохраняется ощущение полного совпадения музыки и текста.
- А самая "детективная" история в поисках саунда?
- Она связана со спектаклем "На дне" Горького. От романсов или от "Солнце всходит и заходит" мы сразу отказались. Какую же музыку использовать? И тут я вспомнил, что как-то видел довольно старый фильм по "Процессу" Кафки с музыкой, абсолютно точно попавшей во время – начало ХХ века, вальсы, марши, первые рэгтаймы и чарльстоны. Но одно дело вспомнить - другое отыскать. Практически нереальная задача. И вдруг, на гастролях, в Америке, уже даже не думая, что это возможно, я натыкаюсь на компакт-диск с фонограммой именно этого фильма! Что здесь можно сказать? Только одно: не зря я брожу целыми часами по музыкальным магазинам.