В новом сезоне у нижегородского театра "Комедiя" появился новый художественный руководитель - Валерий Белякович. Главреж прогремевшего в постперестроечные годы московского Театра на Юго-Западе уже поставил в нижегородском театре три спектакля, которые постоянно собирают аншлаги. В театральных кругах давно ходили упорные слухи, что Белякович станет новым руководителем "Комедiи". Однако режиссеру предложили должность худрука, и, как заявил он в эксклюзивном интервью газете "ИЗВЕСТИЯ-НН", возникшее двоевластие в "Комедiи" его не очень устраивает.
- Недавно вы стали художественным руководителем нижегородского театра "Комедiя", продолжая оставаться главой московского Театра на Юго-Западе. Как вы собираетесь совмещать две эти должности?
- С Нижним Новгородом еще не подписано никаких документов, когда они появятся, там будет расписано, сколько времени и кому я буду уделять.
- Дальнейшую политику нижегородской "Комедiи" вы будете планировать вместе с Семеном Лерманом, который остался на должности главного режиссера?
- Ну а как иначе? Это его театр, а не мой. Статус художественного руководителя - это какие-то уловки местной администрации. Так что художественный руководитель я временный, нужно искать настоящего, который отдал бы театру все силы, всего себя, может быть. Хотя труппа здесь хорошая, отношения у нас нормальные, возможно, все постепенно установится.
- То есть вы пока смотрите на должность худрука "Комедiи" как на временную?
- Я смотрю на это скептически. Все нужно осмыслить и попробовать поработать в таком качестве хотя бы год. Табакаов, когда брал МХАТ, сказал: "Полтора года - а потом я вам скажу, останусь здесь или нет". Художественная программа должна зреть постепенно.
- Но какие-то свои режиссерские принципы вы уже используете при работе с нашими актерами?
- У меня есть свои наклонности, свое ощущение мира, которые я пытаюсь воссоздать в любом театре. А специально я ни для кого ничего не придумываю.
- Сейчас вы репетируете с нашими актерами "Трактирщицу" Гольдони. Какие спектакли вы планируете поставить еще?
- А зачем лезть так далеко? Неизвестно, что в нашей жизни будет, вдруг кирпич на голову свалится? Надо жить вот этим днем. Говорить о моем будущем в этом театре сейчас - значит сотрясать воздух.
- И "Трактирщица", и "Сон в летнюю ночь", и "Самоубийца", которые вы ставили в м, идут или шли в Театре на Юго-Западе...
- Мне противен этот вопрос, я даже отвечать на него не хочу. Художник берет одно и то же, а ставит разное. Табаков ведь тоже поставил несколько раз "На дне"...
- Вы не дослушали вопроса. Какой-то опыт, накопленный во время постановок этих же пьес в других театрах, вы переносите на нижегородскую сцену?
- Это само собой. Мы все, что было первоначально, переиначили, перелопатили. Потому что Валерий Кондратьев не похож на других актеров, игравших у меня кавалера Рипафратта. У нас Терехова была Мирандолиной, все делалось под нее, а здесь эту роль играет Марина Вязьмина - совсем другая актриса. Энергетика другая, декорации другие, музыка другая. Даже название - и то другое.
- Какое?
- Да вот Владимир Васильевич (заведующий литературной частью театра "Комедiя". - Е.Л.) такое мудреное название подобрал. Нам понравилось, но я до сих пор не могу его запомнить. (Спектакль будет называться "Tabernaria", что означает "действие, происходящее в таверне". - Е.Л.)
- Скажите, ваш театр в Москве существует за счет самоокупаемости?
- Никакой самоокупаемости. С тех пор, как мы стали муниципальным театром, городская администрация нам платит бабки. Конечно, это жалкие гроши, мы пытаемся искать спонсоров. Зарплата актеров - это не деньги, а горькие слезы. Поэтому они смотрят на сторону, ищут, где бы сняться, хоть в какой-нибудь рекламе.