Московский театр на Юго-Западе хорошо знаком витебскому зрителю. Не первый год он принимает участие в "Славянском базаре", непременно собирая полные залы.
Жители и гости нашего города уже могли увидеть "Сон в летнюю ночь" и "Укрощение строптивой" У. Шекспира, "Ревизора" Н. Гоголя, "Бабу Шанель" Н. Коляды, "Фотоаппараты" по пьесе П. Гладилина. В планах Коласовского театра пригласить в нынешнем сезоне режиссера этих спектаклей, основателя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича на постановку "Ромео и Джульетты". Так что Витебск совсем не чужой город в творческой биографии режиссера.
- В вашем городе у нас свой зритель, своя публика, а для меня как для белоруса еще и родные люди. Здесь всегда потрясающий прием, это просто счастье - выступать на здешней сцене, - признался Валерий Белякович.
- Можно ли сказать, что витебский зритель отличается от московского?
- На "Славянском базаре" на наши спектакли приходят не только витебляне, но и гости города. Принимают тепло, как и в Москве, может, только более доброжелательно.
- В Театре на Юго-Западе идет около 30 спектаклей. На чем основывался выбор постановок для Витебска?
- В этом году мы решили показать одну из последних премьер ("Фотоаппараты") и "Укрощение строптивой" - легкий, веселый спектакль.
- Вы считаете, что в период тотальной эмансипации идея "Укрощения строптивой" все еще актуальна?
- Вот как написал Шекспир это 400 лет назад, так до сих пор и актуально.
- Спектакль "Фотоаппараты" очень необычен. Что вас привлекло в этой пьесе Гладилина?
- Во-первых, я люблю, когда актер играет не людей, а нечто другое. Допустим, в "Бабе Шанель" мужики создали образы старых теток, а здесь артисты представляют насекомых и зародышей. Этот момент театральности очень важен для меня. Я придумал интересное оформление. И, в конце концов, тема сама по себе занимательная: связь двух живых миров. В пьесе много чего намешано, это меня привлекло. И в результате получились две хорошие роли для ведущих актеров: Олега Леушина и Алексея Матошина.
- Ваши спектакли невозможно перепутать ни с какими другими.
- У нас уже своя театральная школа. В чем ее особенности? Прежде всего, это открытое общение, такое, как, например, в цирке, где клоуны работают на публику, как в народном уличном театре. Вот эти основные принципы площадной театральной школы актерского искусства воплощены в Театре на Юго-Западе. У нас не бывает стульев на сцене, никто не сидит - артисты находятся в постоянном движении.
- Что собираетесь ставить в ближайшее время?
- Сейчас у нас в театре трудное время - ремонт идет, и наверняка не удастся выпустить ничего существенного. А в перспективных планах - "Отелло" на московской сцене, "Ромео и Джульетта"в Витебске. Зовут на постановки в другие театры, в Японию.
- Вы говорили, что не потерпите, если кто-то еще будет ставить спектакли в вашем театре. На сегодняшний день в репертуаре появились постановки нынешнего художественного руководителя театра Олега Леушина. Как вы к этому относитесь?
- Дело в том, что многое изменилось, и все время что-то меняется. Я недолго проработал в театре им. Станисоавского и ушел оттуда. Как бы сделал большой крюк в сторону, как говорит один из моих героев, "чтобы верным и кратчайшим путем вернуться к цели", то есть опять в "Юго-Запад". Два года театром руководил мой ученик. Но это не значит, что меня здесь не было. Я был, но времени для постановок не хватало, поэтому бремя режиссера-постановщика легло на плечи Олега Леушина. Он поставил два спектакля - это было необходимо для жизни театра.