Новый руководитель "Комедiи" Валерий Белякович о театре и о себе.
"Комедiя" откроет новый сезон премьерой спектакля по мотивам пьесы Карло Гольдони "Трактирщица". Постановщик - не кто иной, как уже полюбившейся зрителю московский режиссер заслуженный артист России Валерий Романович Белякович. Теперь он не просто столичный гость, а... художественный руководитель театра. Видимо, администрация "Комедiи", увидев аншлаги на его спектаклях, поставленных в прошлом сезоне, заинтересованность и желание работать в глазах актеров, благодарных зрителей, аплодирующих стоя, а также "безбилетные" кассы, полные звонких монет, почувствовала в этом талантливом человеке потенциал для дальнейшего развития театра, поэтому и решили дать Валерию Романовичу в нем постоянную прописку.
Звание высокое, но сам Белякович скромно отмахивается: "На самом деле я считаю, что это все ерунда: как ни называй, хоть генералиссимусом, я все равно режиссер. На мой взгляд мне дали это звание художественного руководителя только для титула, чтобы укрепить мой статус. Хотя он в укреплении не нуждается: у нас итак с артистами полный контакт".
- Статус, конечно, хорошо, но все-таки вместе с ним появились и новые возможности, например, приглашать режиссеров по своему усмотрению, обмен актерами "Юго-Запад" - "Комедiя".
- Да об этом вообще рано говорить. Здесь есть главный режиссер, - подчеркнул свеженазначенный худрук, - всю эту политику ведет он. Говорить о том, что этот художественный, а этот не художественный - это все административные экивоки. Я даже не считаю себя настоящим художественным руководителем: я не имею на это права, его нужно заслужить, нельзя просто назначить. Если я буду работать, если я построю перспективу этого театра намного вперед, тогда я буду считать себя главным режиссером, не привыкнув к худруку, - оговорился Белякович.
- Валерий Романович, если всю политику решает не менее титулованный господин Лерман, каким же образом состоит ваше сотрудничество?
- Семена Эммануиловича я уважаю как коллегу, как старшего товарища - столько лет в режиссуре! Он мне очень нравится и как творческий человек, и как личность. У нас вообще нет никаких недоразумений. Мы с ним в одной упряжке. В данной ситуации я - помощник. Сделаю все от меня зависящее, чтобы заинтересовать зрителя, привит ему вкус театрального искусства, наконец, создать оптимальные условия актерам для полноценной работы, словом, чтобы театр жил. А не умирал. Ча-ча-ча!
- Какие же еще оптимальные условия? Театр построен не так уж и давно, красивый современный.
- В том-то и дело, что заботились больше о праздности. В зрительном зале, например, висят лишние люстры. Первый ряд партера тоже лишний: что это такое - артисткам под юбки заглядывают! По бокам сцены должно быть пространство для игры. Вообще ремонт не помешал бы: сделать на втором этаже туалет для артистов, чтобы они не бегали в администрацию.
- Ну, с туалетом артистам придется подождать, как мы поняли. А вышеупомянутая премьера состоится уже 7 сентября. Этот спектакль идет и в Америке, и в Москве, но на нижегородской сцене он не станет очередным "дублем"?
- Я ненавижу слово "дублировать", - обиделся Валерий Белякович, - - весь текст переделывается, нет ни одного похожего слова! Это будет нечто абсолютно отличное от других постановок, и Театр на Юго-Западе далеко не прототип театра "Комедiя". Здесь совсем другие актеры - они и играть будут по-другому, просто один режиссер, один художественный почерк, но на самом деле все зависит от индивидуальности актера. Там помещение поменьше, здесь побольше, другая специфика, другая акустика и т.д. Разница ощутимая.
Забегая вперед, с уверенностью можно сказать, что от Гольдони останется только фабула, так как Валерий Белякович считает, что "ставить музейный экспонат уже никому не нужно. Каждое время диктует свои принципы, а каждый художник - свои пристрастия".
Помимо "Трактирщицы", Белякович планирует порадовать зрителей постановкой пьесы молодого московского драматурга Олег Шишкина "Анна Каренина - 2", работой над которой он займется в январе.