Дмитрий Алексеев • газета" Вузовские вести", №1 (143), январь 2002 года • 01.2002

Валерий Белякович: "Театр - храм переживаний"

Главная / Пресса / Сезон 25

На интересующие наших читателей вопросы отвечает художественный руководитель, режиссер и актер столичного театра "На Юго-Западе" Валерий Романович Белякович.


- Университет - храм знаний, церковь - храм веры. Можно ли театр называть храмом переживаний?
- Храм чувств, наверное.

- Мне кажется, что театральная аудитория мало чем отличается от учебной.
- Ну, я - учитель по специальности. Я в этой профессии годы работал, - мне дико нравилось. Я думаю, что учитель - по-своему, конечно, артист. Хороший артист - всегда учитель. А хороший учитель - артист. Мне кажется, что это взаимосвязано. К слову сказать, я поступал после армии в МПГУ. Год ходил в ленинские аудитории на Фрунзенской на филологический факультет. Раньше МПГИ очень ценился, я даже горжусь, стоял на втором месте после МГУ. Тогда было трудно попасть, такой же был значимый диплом.

- Является ли ваш театр колыбелью для актеров, которые, приобретая у вас мастерство, уходят потом в открытое плавание?
- Ну, есть. Есть Авилов, Гришечкин - они совмещают театр с телевидением. А чтобы так уйти от нас. Нет. Отсюда трудно уйти.

- Валерий Романович, в истории вашего театра были случаи, когда люди приходили с улицы и просили дать маленькую роль?
- Была, да. Это массовое явление.

- Как сказывается время на театре, начиная с 70-х и по сегодня? Что изменилось?
- За это время, если судить по мировой истории, прошло может быть три века. Сейчас проблема выбора. Тогда не было разных современных технологий - компьютер. Интернет. Когда мы начинали, все было практически первобытным. Народ сюда приходил, студенты. Они в ватниках, эти бесплатные билеты брали, ночью ночевали и т.д. Кого ты сейчас заставишь это делать? Никого! Был зритель другой. Страна была другая. Понимаешь? Мы за это время прорвали скорость звука, вышли куда-то в другое измерение. Все было наивнее гораздо.

- Хотелось бы посмотреть вашу "Вальпургиеву ночь" (из репертуара Театра на Юго-Западе - Д.А.). Считаете ли вы этот спектакль удачным?
- Я считаю, что это самая лучшая постановка "Вальпургиевой ночи" Венедикта Ерофеева. Все прочие постановки давным-давно сошли. Были в театр МГУ и на Малой Бронной. А прошли по всей стране. Но мы как бы застолбили. Вся родня Ерофеева ходит без конца на этот спектакль к нам.

- Какие театры по Москве вы могли бы назвать сильными, включая и ваш театр?
- Наш театр - не сильный театр. Наш театр сейчас переживает кризис. Потому что много ездим на гастроли. Многое порастеряли, никакой духовности нету. Вряд ли сейчас сильный Марк Захаров. У них сейчас премьера "Шут Балакирев". Театр модный. Оба МХАТа - мимо. Малый театр - одно и то же. Я недавно смотрел два спектакля Володи Мерзоева в театре Станиславского: "Укрощение строптивой" и "Двенадцатая ночь". Вот он интересно работает. Оба спектакля забавные и мне понравились. Я бы скорее говорил о режиссуре, чем о каком-то целом театре. Я думаю, что интересный театр "Геликон-опера", но я его не смотрел, ни разу не был. Я так просто чувствую.

- По горячим следам гастролей. Чем отличается американский зритель от нашего?
- Тем, что они беспечнее. И так радуются, что купили этот билет и пришли, и что им играют еще что-то. Публика-то - наши эмигранты, никакие не американцы.

- Какие-нибудь задумки на следующий 25-ый сезон есть?
- Брехт. Я просто  так сейчас ничего не ставлю. Мне нужно, чтоб это был мощный резонанс. Но я в основном резонирую на зарубежье, у нас будет премьера здесь, и тут же предполагаются гастроли в Японию. И следующие гастроли - "Японское общество любителей Льва Толстого": они заказали "Власть тьмы".  Для меня это в своем роде священное название. Поскольку это делал мой учитель Борис Иванович Равенских в Малом театре. Там этот спектакль 25 лет шел. Я сам мечтаю "Царь Эдип" поставить. Что-нибудь молодежное, тусовочное. У меня много задумок.

- И последнее. Возможны ли какие-нибудь скидки для студентов?
- Нужно делать. Можно даже квоту какую-нибудь установить. Через редакцию газеты. Нужно связываться со мной. Плюс ко всему - какие-то спектакли, какие-то премьеры просто целевыми делать. Это же благородно. Галерка всегда питала театры, а впереди сидели сытые. А сзади - голь перекатная.

P.S. Театр на Юго-Западе осуществляет интересный совместный проект с театром, в котором участвуют дети - "Я сам артист". В рамках проекта представлено два спектакля - "Маугли" и "Fantazёrы". В первой постановке дети вместе со взрослыми актерами не только играют, но и являются полноправными соавторами спектакля.

Дмитрий Алексеев • газета" Вузовские вести", №1 (143), январь 2002 года • 01.2002