Булгаков сейчас популярен. Сколько шуму было после сериала “Мастер и Маргарита”! А недавно в Нижнем прошли гастроли Московского театра на Юго-Западе, где заглавным стал спектакль по бессмертному роману. Режиссер и исполнитель роли Воланда Валерий Белякович (по совместительству худрук нижегородского театра “Комедiя”) вернулся на сцену после тяжелой болезни...
Беляковича не было в Нижнем два года. И два года не было его спектаклей. Последняя из семи постановок на сцене театра “Комедiя” - “Ромео и Джульетта”. Когда режиссер репетировал этот спектакль, ему позвонили и сообщили, что умер актер Виктор Авилов, бессменный Воланд. Белякович решил сыграть сам. И... угодил в больницу.
Мистика и реальность
- ВАЛЕРИЙ Романович, вокруг “Мастера и Маргариты” всегда клубятся различные слухи. Говорят, что роман окружает мистика, что постановки преследуют неудачи (можно вспомнить, например, фильм Юрия Кары, снятый более десяти лет назад, но до сих пор не появившийся на экранах), что те, кто участвует в спектакле или картине, особенно игравшие Воланда, начинают болеть, а кто-то даже безвременно покидает этот мир...
- У меня в театре спектакль “Мастер и Маргарита” идет уже больше десяти лет. Роман Булгакова был одной из тех вещей, которые я мечтал поставить.
Что касается мистики... Все относятся к этому по-разному. Ивар Калныньш, например, отказался от роли Сатаны. Может, и есть нечто... Авилов слишком увлекся, стал играть Воланда и в антрепризе. Замечательный актер, народный артист Украины Валерий Ивакин через месяц после вступления в роль умер от инсульта. Как я слышал, и у Георгия Демурова (художественный руководитель нижегородского драмтеатра, который играл Воланда в постановке Романа Виктюка. - Н. Х.) были проблемы с сердцем. Да я и сам пострадал. Это, конечно, можно списать на зловещую роль: “Не играй Воланда - не дергай за хвост дьявола”. Но кто-то верит в то, что образ и здоровье связаны, а кто-то - нет...
- Вы, например, не боитесь?
- Да что мне (улыбается), я уже “рога замочил”. Год тому назад чуть не умер. Внутреннее кровотечение, сделали несколько операций - специалисты не знали, что со мной. Наверное, от переутомления, от безумных нагрузок “играющего тренера”. Была клиническая смерть (я даже про это рассказ написал). Чудом вернулся к жизни. Врачи год запретили работать. Но после санатория потихоньку стал выходить на сцену. У каждого свой разговор с Богом...
- Вы верующий человек?
- Да. Но, к сожалению, моя вера не глубокая, сквозь призму нашего атеизма. Я ношу крест и даже купил словарь православия - есть потребность изучить и прийти к религии в полном смысле. Жаль, что нас не воспитывали в вере. Самые точные слова Воланда: “Каждому будет дано по его вере”.
- Вы будете продолжать играть в этом спектакле?
- Мне очень интересна эта роль. Она для меня пока загадка. Ведь получается, что Воланда начинают больше любить, чем главных героев. Он очень обаятельный персонаж, даже помогает - забирает Мастера и Маргариту в вечный покой. У Воланда своя трагедия: это же падший ангел, умный, мудрый... Я долго играл Клавдия в “Гамлете” - только лет через десять понял. Так что Воланд у меня в зачатке.
Маргарита - это проблема
- ПОСЛЕ спектакля остается ощущение, что главный герой все-таки Воланд, а отнюдь не Мастер с Маргаритой. Кажется, убери их со сцены, и ничего не изменится...
- Это извечная проблема режиссеров, которые пытаются ставить роман. Никто, к примеру, не помнит, кто играл Мастера у Любимова. Что-то такое бестелесное... У нас писателя играет хороший артист Евгений Бакалов. Мы сознательно не выпячивали его образ. Все же начинает Воланд. А Мастер рассказывает о любви... Все ориентировано на артистов - поверит ли зритель, что такой мужчина может так любить.
- Если бы можно было выбирать из актеров всех времен, кто, по-вашему, справился бы с ролью Маргариты?
- Ее бы замечательно сыграла молодая Татьяна Доронина, Анастасия Вертинская. Ну, там действительно королевская кровь. А в Наде Бычковой, которая играет в моем спектакле, есть интеллигентность, стать. Но девчонка из мордовской деревни, а зрителя сложно обмануть. Всем близка любовь, жертвенность. Но сыграть это на огромный зал... Поэтому у режиссеров с поиском актрисы на роль Маргариты всегда проблемы.
Ваш город - не провинция
- ВЫ работаете с нижегородскими актерами в своем театре, являетесь художественным руководителем нашего театра “Комедiя”. Не хотите поставить “Мастера и Маргариту” на местной сцене?
- Об этом даже разговора не было. Виктюк поставил “размытый” спектакль несколько лет назад. Но где эта постановка теперь? Я одержим другими идеями. Для меня это отработанный материал.
- И какие же планы, если не секрет?
- В Нижнем Новгороде нужно ставить классику. Сейчас идут разговоры о новом “Ревизоре”. Правда, в ТЮЗе его уже поставили. Но мы на них смотреть не будем. Нечего бояться. В Нижнем много хороших актеров. Талант - он и в Америке талант, и в Пензе, и в Москве. А для меня ведь главное - чтоб актер любил театр и хотел работать. Поэтому нижегородские актеры мне дороги.
- Помнится, вы говорили, что не только за театр любите Нижний?
- Конечно! Я выхожу на набережную, стою у памятника Чкалову и понимаю, что здесь центр земли. А Стрелка - будто отсюда все начинается! Поэтому мне оскорбительно слышать про Нижний Новгород “провинция”. Когда я впервые увидел эту панораму, весь затрясся. Именно здесь можно лечиться - энергетики набираться. А провинциалом можно быть и в Москве, играя во МХАТе.
КСТАТИ В НОВОМ спектакле “Ревизор” Валерий Белякович уже определил главных актеров: городничий - Василий Попенков, Анна Андреевна - Ольга Царева, Хлестаков - молодой актер Антон Белов. По мнению режиссера, для последнего роль станет настоящим открытием его таланта.