На вопросы нашего корреспондента отвечает руководитель московского театра на Юго-Западе Валерий Белякович.
- Валерий Романович, наступивший 1987 год – год театрального эксперимента. Известно, что наряду с профессиональными театрами в нем участвуют и самодеятельные театры-студии «У Никитских ворот» Розовского, «На улице Чехова» Щепенко, «На досках» Кургиняна, студия под руководством Спесивцева. Какое участие принимает в эксперименте ваш театр?
- Наш театр немноо «опередил» эксперимент: с июня прошлого года мы уже перешли на полный хозрасчет, и если другие театры-студии начинают свой эксперимент с января, то мы уже в состоянии подвести некоторые итоги…
- И каковы эти итоги?
- Должен сказать, все оказалось не так просто, как мечталось. Мы столкнулись с целым рядом проблем – экономических и организационных. Но все эти проблемы решаются. Причем решаются коллективно – общим собранием, советом театра, нашей практической деятельностью. Каждый член коллектива работает с полной отдачей – система хозрасчета не позволяет трудиться по-иному, все кровно заинтересованы в улучшении деятельности театра – и творческой, и финансово-хозяйственной. И при этом каждый ощущает себя (а так и есть) хозяином нашего дела.
В организационном плане кое-что, разумеется, придется доработать в нашем уставе (штатное расписание, например, вопрос процентного отчисления с прибыли в бюджет района и другие вопросы). Что-то, очевидно, придется позаимствовать из устава четырех новых студий – они разработали, на мой взгляд, более гибкую организационную структуру…
Одно во всяком случае ясно: переход ведущих театров-студий Москвы на новое положение – важная, значительная и конкретная мера, открывающая доселе невиданные перспективы развития театрального студийного движения.
- Валерий Романович, в прошлом году ваш театр неоднократно выезжал на гастроли. Как вы оцениваете результаты этих гастролей?
- Любые гастроли – суровый экзамен для театра, и наш коллектив – не исключение. Тем более, что нам приходилось играть в залах, намного превышающих размеры нашего родного стоместного театрика. В Ленинграде, например, мы играли в ДК имени Дзержинского – зал на тысячу мест, то же самое – в Донецке в театре имени Артема… Но ничего. Мне кажется, экзамен мы выдержали. В Ленинграде, пожалуй, (а мы рискнули вывезти туда «Гамлета» экзамен был труднее всего – ленинградский зритель все-таки отличается от московского, более требователен, сдержаннее. Но нам кажется, мы приобрели своего зрителя и в Ленинграде: к Новому году, неожиданно для нас, театр получил много поздравлений, даже коллективных, от ленинградских зрителей с пожеланиями творческих успехов и новых встреч.
Говоря о гастролях прошедшего года, конечно, вспоминается и наша первая зарубежная поездка в Чехословакию. Тоже экзамен на творчество, и еще какой. Мы возили «Русские люди» Симонова и «Женитьбу» Гоголя. Играли в Мартине, Чешских Будуёвицах, Праге. Всюду – огромный интерес к советскому театру, переполненные залы, конференции, встречи – пятнадцать дней необыкновенного творческого подъема и счастья. Эту поездку мы запомним надолго.
- А какие еще события прошедшего года произошли в жизни театра и запомнились?
- Мы выпустили три премьеры: «Мандрагору» Маккиавели, «Сестры» Разумовской и «С днем рождения, Ванда Джун!» Вонненгута. А ведь рождения каждого нового спектакля – событие в жизни театра, праздник. Журнал «Театральная жизнь» вручил мне как режиссеру приз «Дебют сезона» - это тоже волнующее событие. Мне впервые пришлось работать на профессиональной сцене: совместно с актерами театра имени Гоголя и Театра юного зрителя мы поставили спектакли «Священные чудовища» Кокто и «Где ты, Фери?» Юхаса. И, наконец, коллектив театра выдвинут на соискание премии Московского комсомола.
А как вы относитесь к тому, что, как правило, профессиональная критика хвалит ваш театр? Не дает это повода к самоуспокоенности?
- Хвалят, как правило, за энтузиазм, за то, что «молодцы – театр построили», а в отношении спектаклей оценка критики далеко не однозначна. Так что поводов к самоуспокоенности, к сожалению, нет. А если серьезно, от критики хочется больше именно критики, серьезного, искреннего и творческого разговора. Мне кажется, современное студийное движение этого разговора заслуживает. Он – необходим.
- Репертуар театра-студии на Юго-Западе известен своим разнообразием, и трудно сказать, чего ему недостает: классики соседствуют с современными совместимы и зарубежными авторами, даже сочиняются оригинальные спектакли-пародии, как «Театр Аллы Пугачевой», например.
- Сейчас трудно ответить, что мы будем ставить завтра. Пьесы есть, есть и «заветные» авторы… По-прежнему мы верны принципу жанрового разнообразия – в планах и комедия, и фарс, социальная драма, и трагедия. Что выберем в первую очередь – подскажет чувство необходимости рождения данного спектакля в данный момент. Называть что-либо конкретное сейчас не хочется – а вдруг назову не поставлю? Переживай потом. Но скажу, что среди авторов – в первую очередь наши современники: Юлиу Элдис, Леонид Жуховицкий, Константин Сергиенко. И еще скажу: хочется работать, работать и работать – для этого созданы все условия.
- Последний вопрос: есть ли у вас неосуществленная мечта режиссера и руководителя театра?
- Да. Новое здание театра. Мест на 400. В Гагаринском районе Москвы. И в это хочется верить.