Таких лиц, как у ВИКТОРА АВИЛОВА, больше нет. У этого артиста несовременный типаж, но известность Авилов приобрел задолго до того, как в кино и на телевидении утвердилось новое, бандитско-ментовское поветрие. Его много снимали в конце восьмидесятых – начале девяностых, кроме того, он был и остается первым актером Театре на Юго-Западе.
Это странное, привлекательное, вышедшее из моды, но по-прежнему собирающее полные залы театральное образование пользовалось огромной популярностью лет пятнадцать тому назад. Тогда всерьез говорили о том, что с Юго-Западом может быть связано будущее нашей сцены. Эти разговоры давно забыты, а театр, создание Валерия Беляковича, остался. 8 августа в нем отметят 50-летие Виктора Авилова. Перед этим с ним встретился корреспондент «Известий» Алексей Филиппов.
- Что вы будете делать после юбилея?
- Во Францию поеду. Там суперсвадьба будет. Уже замок арендовали.
- Кто жениться-то?
- Наши миллионеры.
- Причем тут вы?
- Просили присутствовать. Поедет небольшая театральная группа во главе с нашим директором, мы уже придумали мини-шоу. Директорская дочка живет во Франции, она позвонила: «Виктор Васильевич, съездите на недельку, а после свадьбы мы вас на побережье увезем, на южное. Будете жить в замке в отдельном флигеле с бассейном. И заплатят еще».
- Круто. Я вижу, многое изменилось: во времена оны я разговаривал с Беляковичем, и он рассказывает, как энтузиасты строили Театр на Юго-Западе и шофер «КАМАЗа» Авилов возил на стройку ворованные кирпичи… Как все началось? Как встретились с Беляковичем?
- Я был шофером «МАЗа», «КАМАЗов» тогда еще не было. А с Беляковичем я не встретился: мы оба жили в Вострякове. С его младшим братом в одном классе учились. Второй Белякович был старше нас на три года. Я знал и его – Валерка и Валерка.
- Вы обманули судьбу: у шофера «МАЗа» прорисовывается совершенно определенный жизненный путь…
- Я же не просто шофер. У меня есть образование: «монтаж и наладка систем контроля и автоматики». А в водилы меня из военкомата послали, пред армией.
- Образование-то среднее?
- Да, техникум… Но мне больше нравилось на машине. Я был летуном, больше года нигде не работал: то НИИ, то баранка. В сентябре устраиваюсь на работу, в июне увольняюсь. Тогда нельзя было пропускать более трех месяцев, чтобы стаж не прерывался, - и я гулял лето, а потом шел на новое место работы. А с 1977 года я в Театре на Юго-Западе. Хотя тогда и театра-то не было: был клуб «Гагаринец» при Гагаринском отделе культуры.
- Беляковичи были фанатами театра, а вы…
- Фанат был один, если это слово здесь применимо. Старший Белякович был одержим идеей театра, а с младшим они ежедневно встречались на кухне:
- Сережка, я хочу театр. Серый, хочу, хочу, хочу…
-И Валерий Романович Серого додолбал, дотюкал. Он всю ночь его на кухне продержал и заразил-таки своей идеей.
Сергей пришел в компанию: «Валерка хочет сделать театр». Мы глаза вылупили:
- Хочет и хочет, пусть делает. Чего ты нам-то про это рассказываешь?
- Да нет, вы там будете…
- Ха-ха! Я чего мы там станем делать?
Вот такой был разговор. Но все-таки мы решили попробовать.
А тем временем Валерий расклеил объявления: «Идет набор в театральную студию». Мы пришли почти по принуждению, энтузиазм был равен нулю, а вторая группа товарищей хотела играть. Но через пять лет в театре осталась только наша команда балбесов.
- А как же кирпичи?
- Кирпичи были. Но я их возил не в театр, а из театра.
- ??!
- Каждые весну-лето на Юго-Западе шла перестройка. Сперва, мы возвели внутренние стены, а на следующий год Романычу показалось, что это неправильно. Кувалды в руки, стены поломали, на земле лежит тонн пятнадцать битого кирпича. И я вывез оттуда два «МАЗа» с кирпичом, сделал подарок строителям котлована.
- Я начал смотреть спектакли Театра на Юго-Западе, когда вы уже были первым артистом. Сразу выдвинулись или была борьба за лидерство?
- Да нет… Я не с той стороны пришел в театр. За что мне было бороться: роли сыпались как из рога изобилия.
- А когда театр начал вас кормить?
- Никогда. Он и сейчас не кормит.
- Но это же довольно известный театр, билеты хорошо продаются, и они не такие дешевые.
- А платят на уровне нищеты. Но я работаю в четырех театрах сразу. А прежнего Театра на Юго-Западе больше нет: кто там остался-то – старший Белякович да я…
- И сколько же продолжалась радостная студийная жизнь?
- Для кого-то эта жизнь была радостной, для кого-то оборачивалась потогонной работой на пределе сил. В начале девяностых я мог три дня подряд играть «Гамлета», «Калигулу» и «Носорогов». Не знаю, как меня на это хватало.
- Зато пришла популярность, вас заметили в кино.
- В нашем театре существовал запрет на съемки. До того как сняться в «Господине оформителе», я отклонил много хороших предложений. Сниматься в «Оформителе» я поехал несмотря на запрет, в свой отпуск. Белякович изо всех сил боролся с популярностью своих актеров.
- Он строил театр и хотел, чтобы его артисты принадлежали только ему.
- Меня это не волнует. Хотя это болезнь не только Беляковича – тот же Гончаров ненавидел, когда его актеры снимаются.
- Вы в скольких фильмах снялись?
- Примерно в тридцати. В восемьдесят седьмом вышел «Господин оформитель», а затем посыпалось – «Граф Монте-Кристо»,, «Любовь к ближнему», «По траве босиком», «Смиренное кладбище», «Петербургские тайны»…
- А сейчас снимаетесь?
- Начну осенью. Буду играть главную роль, сценарий на меня написан. А в сегодняшних телевизионных сериалах я не играю – с моей фактурой в них делать нечего. Не снялся бы я в «Господине оформителе», никто бы меня не знал.
- А что же популярность среди публики Театра на Юго-Западе? Там ведь был свой круг поклонников – и немаленький.
- Теперь они повзрослели. Те, кто аплодировал нам десять-пятнадцать лет назад, тусуются в Интернете и готовят подборки фанатских воспоминаний о старых спектаклях Юго-Запад. Человек десять описывают «Калигулу»: «Танька была двадцатого, а мне посчастливилось, я пришла восемнадцатого. Там-то и там-то и Авилов запнулся».
- Запнулся?
- Ничего удивительного. На премьерах был кошмар: репетировали мы совсем немного и выходили на сцену в полуобморочном состоянии.
- А теперь фанатская тусовка вокруг театра рассеялась?
- Да, пожалуй… Но во времена оны, кроме тусовки, была очень мощная билетная мафия, и у нее имелась четкая схема котировки спектаклей. Сейчас опорная валюта доллар, у билетной мафии ею были билеты в Большой театр. Билеты на многие наши спектакли шли с Большим один в один: выше быть не могло.
- И когда же это кончилось?
- Я думаю, во время театрального кризиса девяностых годов. Тогда затрещали многие известные театры, но у нас запас прочности был намного больше. Раньше на Юго-Западе были переаншлаги, в девяностые – просто аншлаги. А там, где и так-то зал с трудом набирался, спектакль смотрело человек пятьдесят. Сейчас все наоборот – народ в театры ломанулся.
- И как вам?
- У нас со зрителем все в порядке. Хотя с репертуара слетают хорошие спектакли – народ на них не идет. Недавно сняли спектакль по рассказам Шукшина, хорошую, сильную постановку: человек подходит к кассе, выбирает между Шукшиным и Булгаковым и в результате покупает билеты на «Мастера и Маргариту».
Раньше вовсю работало «сарафанное» радио, люди выбирали спектакль по советам знакомых. Теперь человек принимает решение сам. И к тому же стало больше ничего не знающих зрителей.
- Чего бы вы пожелали себе на день рождения?
- Снова пережить то, что было, когда мы все чувствовали себя молодыми – и я, и оба Беляковича, и наш театр.