Анна Велигжанина • газета «Комсомольская правда», от 21-25 августа, 2008 года • 21.08.2008

Виктора Авилова сгубила роль Воланда

Главная / Пресса / Сезон 32

Одному из самых загадочных актеров российского кинематографа Виктору Авилову 8 августа исполнилось бы 55 лет, а сегодня, 21 августа, ровно четыре года как его нет с нами. Вспоминает режиссер фильма «Узник замка Иф» Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Этот актер с притягательно неправильными чертами лица и бездонными глазами мгновенно стал популярен после выхода фильма «Узник замка Иф», в котором бесподобно сыграл графа Монте-Кристо. Режиссер фильма впервые согласился рассказать читателям «КП» о том, какой Авилов был в жизни. Оказывается, мы многое не знали про любимого артиста.

Напророчил себе славу Авилов - актер-самородок, гениальный самоучка. Работал шофером и не помышлял о кино. Но однажды режиссер Театра на Юго-Западе Белякович поймал попутку и попал под обаяние необычного паренька-водителя. Пригласил его попробоваться - чем черт не шутит? Так, прямо «с колес», Авилов оказался на сцене. Там он удивлял коллег тем, как мгновенно перевоплощался в роль - вроде бы и не было зазора между ним и персонажем. «Просто мистика!» - говорили режиссеры. И были правы. Мистикой была пронизана вся жизнь Авилова.

Он изучал магию, экстрасенсорику, обладал паранормальными способностями. Рассказывал, когда еще был никому не известен, погадал на себя и увидел, что его ждет короткая, но яркая звездная слава. Она его и нашла. В кино он опять же попал случайно.
- Я искал актера на роль графа Монте-Кристо, - рассказал «КП» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Мне казалось, красавец Жан Маре для нашей страны не годится - слишком много у нас было невинно посаженных людей, - и такой вариант, что вышел из тюрьмы человек, став сильнее и краше, не проходил! Но надо было найти актера с мощной внутренней энергией. Я был в тупике, пока случайно не увидел фотографию в одном театральном журнале не известного мне тогда актера Авилова. Молодого графа сыграл Женя Дворжецкий. А взрослого - Витя. Как это ни ужасно, оба артиста трагически ушли из жизни почти одновременно. Страшная мистика! Витьку я обожал. Через неделю после его появления на съемках вся женская часть группы была в него влюблена. Я всегда вижу, какими способами пользуется актер. Но смотрел на Витю и не понимал, КАК он играет. Профессия у актеров и так греховная, ведь они создают, не будучи богами, живые души выдуманных персонажей. А Витька ко всему этому весь состоял из мистики. Обладал гипнозом, мануальными возможностями. Хотел и меня к мистике подвести, но я человек верующий.

К нему актеры обращались за советом. Алексей Петренко рассказывал, как он, поводив руками, снял у него сильнейшую головную боль. А один из друзей Авилова поведал «КП», что Виктор и свою смерть предсказал. На 50-летнем юбилее сказал вдруг: дескать, доживаю последний свой год. Ушел в 51 год, через год после юбилея.

Роковые «Мастер и Маргарита»

Из-за тяги к мистическому Авилов любил роли героев, над которыми довлеет рок. Обожал своего графа Монте-Кристо, с удовольствием сыграл сына Миледи в продолжениях «Мушкетеров», одержимого жаждой мести, словно бы ищущего смерть. Театральные роли Авилова: Гамлет, Калигула, Ланцелот, Мольер... Возможно, он испугался предложенной ему роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита», но не отказался сыграть. Вот что в одном из интервью говорил о своем Воланде: «В моей роли были слова: «Человек собирается распоряжаться собой, другими, и вдруг у него - кхе-кхе - саркома легкого!» Мы репетировали, и вдруг звонок из Одессы: «Приезжай. Друг Слава Грицишин умер от саркомы легкого». И это как раз в момент репетиций! ...Когда мы повезли «Мастера и Маргариту» в Берлин, и я его там не сыграл, потому что дважды умер. Было две клинические смерти, кровь шла фонтаном. Меня вытаскивали с того света...». Трагическая и пользующаяся дурной славой у актеров роль Воланда стала одной из последних. Авилов умер от рака, как сам себе и предсказывал...

О ЛИЧНОМ

Со своей будущей женой Авилов познакомился в театре, где играл. Она родила ему двух дочек. Потом женился второй раз. Роман Виктора со второй женой Ларисой проходил на глазах у режиссера Юнгвальда-Хилькевича, рассказавшего «КП»: «Витя вдруг влюбился - искренне, не мог иначе. С той девочкой Ларисой познакомился на озвучивании моей картины. Девочка-одесситка, таких много околачивается возле киногрупп в поисках счастья. Кажется, она потом снималась в массовках. Сложно там все было. Как любая женщина, его возлюбленная хотела замуж, Витя хотел, чтобы все оставалось в рамках «лав стори». Но вышло так, как вышло. «КП» попросила обеих жен рассказать о знаменитом актере.

Первая жена Галина: «Витя жил на две семьи»

- Виктор был домовитый, все по дому делал. Рукастый. Однажды захотел деревянные ложки в дом и - вырубил их топором из дерева! Страсть Виктора - рыбалка. Он постоянно собирал крючки, нумеровал их, любовно хранил в шкатулочке, как драгоценности. На рыбалке часто травмировался - то крючок в ногу попадет, то ножом порежет руку. По молодости дрался часто. Умел лечить руками: положит на голову руку - и человеку становится легче! Многим актерам помогал, но не любил об этом рассказывать. Однажды в лодке плавал по Волге ночью. Засмотрелся на звезды и уснул на дне лодки. Рассказывал, что его словно толкнула какая-то сила - на него вплотную шел паром. Его бы смяло, но он успел отгрести, чудом избежал гибели - видимо, еще было не время. Романтических увлечений у него было множество. Актрисе Анне Самохиной очень нравился. К нему льнули девушки, а я не обращала на это внимания. Мне была дорога семья, наши две дочки. Но в один вечер он сообщил мне, что уходит. Я не кричала на него, не плакала - дети спали. Продолжала с ним играть в театре, и любовные сцены. Скандалов не устраивала. Он из семьи ушел, но его девушка была иногородней, без жилья. Они как-то перебивались. Иногда я, понимая, что ему некуда идти, звала к себе. И он жил у меня. Уходил, возвращался, снова уходил. Был неприкаянный, страдал очень, чувствовал вину перед дочками. Мы оба страдали. Но так, как раньше, у нас уже не могло быть. Думаю, сейчас ему ТАМ легко.

Последняя жена Лариса: «Перед смертью Виктор предсказал нам будущее»

- К этой дате мы поставили бюст на могиле Виктора. До сих пор трудно смириться с тем, что его нет. Витя много в жизни хорошего сделал. Он сам лечил, у него была сильная энергетика. Снимал почечные колики, головную боль. Мою подругу поставил на ноги, когда у нее было сильное кровотечение. Лично мне он лечил почки, так что я могла обходиться без антибиотиков. Теперь они мне нужны... Витя приходит ко мне во сне. Я болела, долго не могла прийти на кладбище, Витя мне каждую ночь начал сниться, словно зовет. Он предчувствовал свою смерть. Говорил мне: «Такое впечатление, что у меня рак». Я ему говорила, дескать, прекрати на себя наговаривать. Мне кажется, беда пришла после гастролей в Берлине. Тогда у него случилась прободная язва, потом остановилось сердце. Ему через желудок спицей доктора дотянулись до сердца и так заставили сердце биться. Есть версия, что тогда ему и повредили желудок. С тех пор у него развивался рак. Витя умел видеть будущее. Когда он умирал, мы втроем - двое его друзей и я - стояли возле его постели. И он одному из друзей, Диме, говорит: «Ты не тем делом занимаешься, неправильно живешь, а у тебя дети! Тебе надо пойти по другой стезе». Дима удивился и говорит, что у него же одна дочка! А Витя ему: «У тебя дети!» Второму другу сказал: «Ты хочешь стать актером, ты будешь играть на сцене». А мне сказал: «Замуж за актера больше не выходи!» Мы не придали значения его словам. Но все вышло, как он сказал. У Димы родился второй ребенок, он поменял свою жизнь. Второй наш друг стал актером. А я замуж больше не вышла.

Анна Велигжанина • газета «Комсомольская правда», от 21-25 августа, 2008 года • 21.08.2008