Александр Смольяков • газ. «Культура», №42 (7202), от 18-24 ноября 1999 года • 04.11.1999

Виват, императрица!

Главная / Пресса / Сезон 23

Пьеса Елены Греминой «За зеркалом» имеет завидную сценическую историю. В романтическом сюжете о любви императрицы Екатерины II и поручика Ланского блистали Галина Вишневская, Татьяна Самойлова, Марина Полицеймако, Татьяна Лаврова. Экзотический дворцовый антураж, сила и красота страстей, легкий аромат скандала в исторических декорациях и небольшое число действующих лиц делают пьесу желанной как для столичных, так и для провинциальных сцен. Все словно объединились под лозунгом «Виват, императрица!»

Авторский театральный проект Ирины Подкопаевой «Екатерина Великая», представленный продюсерской компанией «ТриЕЗ интернешнл» - одна из последних версий пьесы.

Имя Ирины Подкопаевой известно зрителям по работам в Театре на Юго-Западе, среди которых – Катарина в «Укрощении строптивой» Шекспира и булгаковская Маргарита. Ее режиссерские опыты в основном были связаны с экспериментальными постановками собственных пьес, но в любом случае «Екатерина Великая» не является режиссерским дебютом.

Слово «версия» с полным правом применимо к постановке. Изменилось не только название. Ирина Подкопаева дополнительно написала несколько сцен с участием князя Потемкина, изменив масштаб происходящего. Попытка показать Екатерину II в противоречии Женщины и Императрицы – так можно определить сверхзадачу и актерской работы Подкопаевой, и режиссерского решения спектакля.

В своеобразном прологе мы видим официальный парадный облик Екатерины, решенный на контрастах золотого и багряного тонов. Скипетр и держава – знаки императорской власти – надежно покоятся в сильных руках, а бриллиантовая диадема подчеркивает гордую посадку головы. А вот финал: простоволосая женщина в развевающемся черном балахоне мечется и кричит от невыносимой боли, а графиня Брюс пытается надеть на обезумевшую государыню белый парик… Между двумя полюсами поручик Ланскрй, Сашенька, - быть может, самая светлая страница истории фаворитизма при екатерининском дворе.
В роли Ланского – Дмитрий Певцов. Кино подарило ему амплуа непобедимого героя, а в списке его театральных ролей соседствуют Гамлет, Кормилица в «Федре», виконт де Вальмон, Треплев, Чичиков, Фигаро. И все же роль Сашеньки была некоторой неожиданностью. Певцов не стал играть наивного юношу, каким часто показывают Ланского при постановках пьесы «За зеркалом». Он сделал акцент на теме роковой судьбы, предсказанной герою, а от этого в его любви к Екатерине возникла какая-то странная и страшная нота обреченности. Когда графиня Брюс (острохарактерное исполнение Любови Руденко) предлагала ему бокал с  отравленным напитком, он принимал его, почти зная, что в бокале – яд. Ведь от судьбы, как от женщины, - не убежать…

А Екатерина забыла, что судьба – тоже женщина и тоже питает слабость к супергероям. Актриса переходит от почти фарсовых красок эпизодов с Потемкиным (Анатолий Лобоцкий) к тонкому лиризму сцен с Ланским, не боясь характерности.

«Екатерина Великая» - антрепризный проект, но одновременно это хорошо сделанный костюмный спектакль. Сочетание редкое. Историческая тема в антрепризе – тоже уникальный случай. Но кто знает, вдруг это долгожданная первая ласточка, и скоро в репертуаре антреприз появятся высокие драмы и трагедии, а может быть, даже и философские притчи?!

Александр Смольяков • газ. «Культура», №42 (7202), от 18-24 ноября 1999 года • 04.11.1999