Павел Куликов, один из ведущих актеров Театра-студии на Юго-Западе в 1982 году организовал свой коллектив театральную студию при клубе «Товарищ» Кировского района г. Москвы. И хотя при организации студии ему пришлось столкнуться с определенными трудностями, коллектив выдержал их и, отталкиваясь от художественных принципов Театра-студии на Юго-Западе формирует свое творческое направление.
О трудной судьбе одного самодеятельного коллектива
Вначале… Что же было вначале? Энтузиазм. Горячее желание создать свой театр. И все, пожалуй. Не было даже особой веры в силы руководителя рождающегося самодеятельного театра Павла Куликова. И нужно было обладать несомненным талантом организатора , чтобы удержать, заинтересовать людей. Труппа была создана.
Начинали с нуля. В свободное время шили костюмы, подновляли свой небогатый реквизит, состоящий из старой мебели. «Сбросившись», приобрели осветительные приборы и аппаратуру.
Однажды музыка, доносящаяся из клуба глубокой зимней ночью, и яркий свет в окнах привлекли внимание милиционера. Порог клуба он переступил с настроением довольно агрессивным: «Ну я им…» - и остановился в изумлении. Молодые парни и девушки, перемазанные известкой, красками, не по-ночному задорно и энергично белили потолок…
И вот позади премьера, второй, третий спектакль… А вскоре в зале, рассчитанном всего на 70 человек, не стало хватать мест.
«…Молодцы, ребята! В Медведкове пока нет ни клубов хороших, ни спортзалов. Может быть, вам удастся объединить и заинтересовать молодежь.» Или: «Никто до сих пор не вспоминал о нас, не заботился. А вы вспомнили, заставили задуматься, доставили огромное удовольствие своим искусством…» - Это отзывы зрителей.
Поклонников у театра становилось все больше. Пришел и знакомый милиционер. Пришел раз, другой, а вскоре поступила коллективная заявка из местной милиции на 35 человек.
А бывало, приходили зрители, которым в одном зале в работниками милиции, случись они вместе, было бы «тесно»: подвыпивши парни занимали первые ряды и начинали вслух «комментировать» события, разворачивающиеся на подмостках. Но где-то в середине представления в их глазах появился интерес. В зале становилось совсем тихо. По окончании же спектакля комментаторы бурно аплодировали.
Одно обстоятельство хочется подчеркнуть особо. Столичный микрорайон Медведково действительно не успел еще обогатиться культурными учреждениями.
Молодежи негде собраться и нечем заняться в свободное время. Прямо за углом клуба «Товарищ» - винный магазин. И если иной любитель зеленого змия, стоя у прилавка с вином, поборется некоторое время с искушением, а потом завернет за угол, в свой, медведковский мини-театр, разве это не победа самодеятельных артистов?
Директор клуба «Товарищ» Н. П. Картавцев признается: «Работать стало намного труднее, но интереснее». Да, забот у него поприбавилось, хотя ребята поставили пока два спектакля: водевиль «Горбун, или Выбор невесты» по В. Соллогубу и «Провинциальные анекдоты» по А. Вампилову. Понятно, что не сразу все было гладко. Поработать пришлось немало. Но с каждым разом спектакли становились все более зрелыми – таково мнение специалистов из методического центра Главного управления Культуры Мосгорисполкома.
Да, это была победа маленького театрального коллектива, состоящего из 14 молодых энтузиастов, которых объединили самоотверженная любовь к театру, неистощимая энергия и завидное бескорыстие.
Но эта победа может вот-вот закончиться… поражением.
Теперь, когда ребята уже многого добились, поверили в себя и завтавили многих поверить в себя, начались неприятности.
Впрочем, все по порядку. Руководитель коллектива Павел куликов ранее, в течение пяти лет, занимался в театре-студии «Гагаринец», который возглавляет режиссер В. Р. Белякович, преподающий в ГИТИСе актерское мастерство. Куликов был одним из ведущих актеров театра. Но хотелось большего – самому поставить спектакль.
И вот клуб «Товарищ». Неокоторое время Куликов работал по договоренности. Отдел культуры Кировского райисполкома поставил условие: покажите, на что способны , возьмем на постоянную работу. И когда представители из методического центра отметили, что спектакли соответствуют необходимому художественному уровню, а сам Куликов талантливый организатор и режиссер, отдел культуры окончательно благословил его возглавлять самодеятельный театральный коллектив, оформив на должность… руководителя агитбригады.
Для Павла не имело никакого значения, кем он числится по штатному расписанию. Он с удвоенной энергией взялся за дело. Но в главном управлении культуры вдруг забеспокоились: нарушено штатное расписание. Мало этого, талант у Куликова есть, да нет диплома. Заведующая клубным отделом управления О. Д. Павлова настроена весьма категорически: «Все нужно привести в порядок!» Куликову предложили написать заявление об уходе.
А как же талант, организаторские способности, которые, между прочим, не отрицает и сама О. Д. Павлова? Все-таки по крайней мере неловко указывать на дверь человеку, деятельность которого приносит несомненную пользу.
«Почему он не учился раньше?» - спросили меня в методическом центре, как будто речь шла о том, что человек опоздал на последнюю электричку. А он никуда не опаздывал. Он шел к театру. И на этом пути была армейская самодеятельность, завод, занятия в «Гагаринце». И на этом пути многое уже передумано, взвешено, перечувствовано…
В последнее время настроение у ребят, прямо скажем, неважное. Гадают, что будет, если уйдет Павел. Но в ситуации, грозящей развалом труппы, ребята продолжают работать с пылом, свойственным молодым и очень одаренным людям, над постановкой нового спектакля…
Бесспорно, штатное расписание нарушать непозволительно. Бесспорно и другое: не всякая инициатива может быть заранее инструкцией предусмотрена. Думается, нельзя в этой ситуации идти путем легчайшим. Поддержать полезное, очень интересное дело всегда сложнее. Но ведь и нужнее, чем от дела этого укрыться а парарафом.
В Моссовете
Главное управление культуры исполкома Моссовета, как сообщил редакции заместитель начальника О. В. Беликов, внимательно рассмотрело статью «Вне расписания», опубликованную 13.08 сего года.
В связи с тем, что в штатном расписании клуба нет должности руководителей кружков самодеятельного творчества, кружки создаются на принципах самоокупаемости на средства, получаемые за счет взносов участников кружков или родителей детей, занимающихся в них. Плата за обучение в театральном кружке не взимается, в связи с этим оплата руда руководителя может производиться только при наличии в клубе свободных доходов по дополнительным средствам. Главное управление культуры рекомендовало отделу культуры исполкома Кировского
Райсовета рассмотреть смету специальных средств клуба «Товарищ» с целью уточнения возможности содержания театрального кружка за счет общей сметы специальных средств с проведением обязательной тарификации руководителей всех кружков. Единому научно-методическому центру Главного управления культуры поручено оказывать методическую помощь руководителю театрального кружка в организации работы самодеятельного коллектива.