В ТЕАТРЕ МАЙОР СТАРОКОНЬ СТАНОВИТСЯ ВОЛАНДОМ
Заслуженный артист России Вячеслав Гришечкин отмечает свое сорокапятилетие. Дата не круглая, но вполне весомая. Особенно для этого многоликого и вездесущего актера. Его работоспособность поражает. Список кино- и телеролей уже давно зашкаливает за четыре десятка. А он еще успевает играть в любимом Театре на Юго-Западе, с которого, собственно, все и началось.
И ГРУСТНЫЙ И СМЕШНОЙ
Вообще, надо сказать, для зрителя существуют словно бы два абсолютно разных Гришечкина. Один – медийное лицо, супервостребованный исполнитель характерных ролей, причем в основном отрицательных. Среди них ироничный майор (теперь уже, наверное, полковник) Староконь из бессмертных «Солдат», колоритный, хитрый и властный генерал-прокурор Ягужинский в исторической ленте «Тайны дворцовых переворотов», продувная бестия-адвокат Николя-Давид в знаменитом сериале «Графиня де Монсоро». Запомнились и другие медиапроекты: шоу «Оба-на», где наш герой блистал в комических сюжетах, авторская программа самого Гришечкина «Мое другое я» на канале «Столица».
Второй Гришечкин – театральный, обладающий поразительной широтой исполнительского диапазона, от лукавого и немного грустного Стэнли Поуни из «Слишком женатого таксиста» до Воланда в легендарном спектакле «Мастер и Маргарита», с которым Театр на Юго-Западе объехал полмира. Но даже князя тьмы и повелителя теней актер умудрился наделить не только демоническими, но и комическими чертами, найти какие-то человеческие струнки в его характере.
Однако вернемся к истокам. В далеких 70-х в детском театре при Московском дворце пионеров встретились двое: юное актерское дарование Слава Гришечкин и молодой режиссер Валерий Белякович. Именно «школа Беляковича» позволила таланту Славы раскрыться в полной мере. «Без отрыва от производства» он блестяще окончил ГИТИС. На сцене за тридцать лет сыграл свыше сорока ролей. Поистине его можно назвать королем смеха, непревзойденным мастером острых характеристик. Прибавьте к этому выразительнейшую мимику и пластику, музыкальную, вокальную и хореографическую одаренность да еще и талант импровизатора, умение включать в свою игру зрительный зал! Когда он выходил в роли Бургомистра в «Драконе» Евгения Шварца и, искательно глядя в зал, просил: «Я чайник. Заварите меня!», зрители от смеха впадали в состояние близкое к истерике. Но этот же самый персонаж мгновенно преображался, становился мрачным, хитрым и суровым, когда дело касалось вопросов власти. Гришечкину вообще близок политический театр с его сатирой и плакатностью. Не случайно одна из его самых колоритных ранних ролей – Мадам в комедии Генриха Боровика «Агент 00». А каким искрометным был Френсис Дудка, замечательный режиссер-энтузиаст из «Сна в летнюю ночь»! Каким легким, стильным и вместе с тем саркастичным и неуловимо грустным представал Меркуцио в «Ромео и Джульетте»!
Но, пожалуй, самая сильная сторона дарования Гришечкина – умение соединять комедию с трагедией. На этой бесконечно тонкой грани зловещего и уморительно смешного существуют большинство его персонажей, именно это делает каждый созданный им образ незабываемым и неодолимо притягательным. Таков был Тарелкин в монументальном спектакле поставленным Беляковичем по пьесам Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». Трилогию играли в один вечер, спектакль шел шесть часов, и за это время персонаж Гришечкина преображался неузнаваемо, вырастая из мелкого чиновника в монстра, воплощение вселенского бюрократического зла. При этом, однако, парадоксальным образом Тарелкин оставался человечным и даже вызывал в финале неподдельное сострадание зрителей. Именно за эту роль маститый критик Лев Аннинский назвал Гришечкина в 1988-м актером года.
Позже подобное соединение трагедии и фарса с блеском было продемонстрировано в роли Подсекальникова (спектакль «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана). В актерском прочтении Гришечкина маленький человек эпохи большого террора, пытающийся хоть как-то отстоять свое право на существование, трогателен и одновременно гомерически смешон.
Вершиной театральной карьеры Вячеслава по праву можно назвать роль Воланда. Трактовку Гришечкина невозможно описать, это надо видеть. Мощное интеллектуальное начало, ироничность, доходящая порой до инфернальных пределов, мгновенное переключение «регистров» от трагедии к фарсу и обратно, мастерское умение держать контакт с залом…
Сейчас в Театре на Юго-Западе Гришечкин играет одну, но знаковую роль – обаятельного, мудрого бездельника Стэнли Поуни в популярнейшем ситкоме Рэя Куни «Слишком женатый таксист». И многие из тех, кто знает его лишь по телесериалам, приходя в театр, с удивлением обнаруживают, что Гришечкин первоклассный драматический актер, способный в соответствии с оригинальной режиссерской трактовкой Беляковича насытить внешне непритязательную комедию многими глубинными смыслами, вновь заставив зрителя задуматься о судьбе маленького человека, его грустной и смешной жизни в неприятном современном мире.
ВСЕ МОИ ЛЮБИМЫЕ
Сорокапятилетие Вячеслава Гришечкина практически совпало с тридцатилетием московского Театра на Юго-Западе.
- Вячеслав, юбилей – это всегда повод оглянуться, осмыслить пройденный путь, заглянуть за новый горизонт…
- Да-да, каждый получит свои сорок пять…
- Поэтому и вопросы юбиляру хочется задать самые главные, глобальные. Например: какую из своих театральных ролей вы можете назвать любимой?
- Самая любимая роль – первая, с которой началось мое существование как актера в тогда еще театре-студии на Юго-Западе. В спектакле «Старые грехи» по ранним рассказам и письмам Чехова все роли – любимые, потому что они первые.
- А остальные?
- Тоже любимые. Нелюбимых нет. Каждая роль – мой ребенок, я ни одной из них не отдаю предпочтения.
- Почему вы так мало заняты в родном театре?
- Потому что сейчас я здесь на договоре. Очень много работы на ТВ, ее невозможно совмещать с театром.
- В каких фильмах снимаетесь?
- В основном это сериалы, включая, естественно, «Солдат». Но есть и много других работ. Перечисление заняло бы слишком много времени.
- Какие роли хотели бы сыграть в кино и у каких режиссеров предпочли бы сниматься?
- Хотел бы получить главную роль в полнометражном фильме и сняться у режиссера, который на площадке работает с артистом. Например, у такого, как Эльдор Уразбаев (я играл у него в «Вареньке»), Владимир Алеников (он снял «Биндюжник и король», фильм, с которого началось мое кино), Светлана Дружинина, Вячеслав Сорокин, Алексей Мурадов, Олег Компасов, Сергей Урсуляк.
- А какого персонажа хотели бы сыграть?
- Мне все интересно.
- Творческие планы в Театре на Юго-Западе?
- Хочу возобновить спектакль «Молодые люди», где я выступил как режиссер.
- Ваше творческое кредо?
- Не навреди!