Екатерина Семенова • газета "За калужской заставой", № 12 от 27 марта – 2 апреля 2003 года • 04.2003

Вячеслав Гришечкин поставил анекдот

Главная / Пресса / Сезон 27

Вячеслав Гришечкин – один из ведущих актеров Московского театра на Юго-Западе. Ему чуть больше сорока. Заслуженный артист России. Умный, уверенный в себе, ироничный, галантный, он много снимается в кино и телесериалах, постоянно мелькает в различных телепрограммах. Короче, выражаясь современным языком, замечен, засвечен, раскручен. С ним, старым знакомым, мы встретились за чашкой кофе в уютном театральном баре.

- Слава, 40 лет – это перелом, переоценка ценностей, подведение каких-то итогов?.. 
- Американцы утверждают, что 40 лет для мужчины – вершина холма. Потом следует спуск. Но я с ними категорически не согласен. Во всяком случае, для творческой личности - это самое – самое начало, расцвет, новый виток развития. И я действительно сейчас ощущаю подъем. Хотя, конечно, происходит и определенная переоценка ценностей. Как ни банально это прозвучит, начинаешь по иному относится к себе самому, и к семье, и к работе...

- Не так давно, ты выступил как режиссер. Чувствовал ли ты себя в режиссуре в какой-то степени дилетантом?
- Могу сказать одно: никоим образом не считаю себя режиссером. Да, так вышло, что Родион Белецкий подбросил мне пьесу, и я поставил ее с молодыми актерами нашего театра. Надеюсь, они у меня кое-чему научились, а я у них. Режиссура требует постоянной учебы. Я работаю с Беляковичем 25 лет (руководитель Театра На Юго-Западе, народный артист России –Е.С.) помогаю ему во всех его постановках. Вижу, запоминаю. Продолжается тот же учебный процесс, который когда-то начался у меня в Театральном институте (а педагогами у меня были А.Эфрос и С.Юрский). Конечно, я не абсолютный дилетант и что-то уже понимаю в этой профессии, хотя, наверное, еще не до конца.

- Твой спектакль «Молодые люди», как ты сам говоришь, решен в жанре анекдота. Это как бы такая сценическая шутка ни о чем. На твой взгляд, всегда ли постановка должна нести большую смысловую нагрузку?
- Конечно же, нет! Когда мы рассказываем забавные истории, разве мы обязательно пытаемся учить друг друга чему-то? Это же действительно пьеса-анекдот, вот и все.

- К актерам, сыгравшим «Молодых людей», ты относишься как к своим ученикам или как к равноправным коллегам?
- Разумеется, как к коллегам, они же дипломированные специалисты. И вообще мне нравится западная тенденция, когда люди и в 70 лет могут пойти учиться, получить другое образование. А если относиться к молодым с позиции «суперпедагога», это уже «звездизм».

- Кстати, о «звездной болезни»…
- Я не страдаю ею. И вообще не совсем понимаю, честно говоря, что такое звезды. Наверное, кого-то и можно к ним отнести. Я же просто актер, который тащит на себе репертуар в театре.

- Сравнений с коллегами по цеху не боишься?
- В театре всегда был закон двух, трех, четырех составов. Какие проблемы? В «Мастере и Маргарите» я играю Воланда в паре с В.Авиловым (до этого, кстати, сыграл и Коровьева, и Римского). Ну и что? У него свой Воланд, у меня – свой.

- Самая любимая твоя роль и самая сложная?
- Что значит любимая? Все роли любимые, они все – мои дети. А насчет сложности… Допустим, ты не уходишь со сцены в течение двух часов, играешь спектакль полностью, от начала до конца. Трудно? Но тем любимее эта роль. Чего не люблю – так это ждать выхода на сцену. Люблю работать. Когда владеешь профессией, ничего невозможного нет. Просто надо трудиться, не быть лентяем. Хотя вот это, кстати, сложно (смеется).

- Когда ты понял, что хочешь стать актером?
- Еще в детстве. Я всегда любил затевать какие-нибудь капустники, вечера. В семь лет знал наизусть весь репертуар Аркадия Райкина. Потом начал устраивать концерты в пионерских лагерях. Ну и понеслось…

- Как ты относишься к съемкам в рекламных роликах?
- Однажды мне позвонили с «Мосфильма» и спрашивают: «Как Вы относитесь к рекламе? Говорю: «Очень хорошо, это же деньги, почему бы и нет? А что будем рекламировать? Отвечают: «Контрацептивы». Попросил с такими предложениями мне больше не звонить. Никогда не буду сниматься в рекламе таблеток от диареи или чего- нибудь подобного. Конечно, людей просвещать надо, но все же существуют интимные вещи, которые, на мой взгляд, выносить на экран не стоит.

- Должно ли у современного актера быть амплуа?
- Почему бы и нет? Хотя сегодня артист, в принципе должен уметь все. Это диктует сама специфика современного театра, где в одном спектакле подчас переплетены разные жанры. Наглядный пример – «Самоубийца» у нас, в Театре на Юго-Западе.

- Ну, хорошо, поговорим о более личном. Что для тебя дом?
- Отвечу классически: дом – это моя крепость. Для меня понятие «дом» шире, чем просто здание, помещение. Дом – прежде всего семья, ее благополучие. В эту семью немногие вхожи, но те, кто вхож – друзья моего дома.

- Ты романтик?
- Нет, я очень расчетливый человек (опять смеется). Когда у меня в кармане есть деньги, я покупаю жене роскошный букет. А когда нет – один цветочек. Так что все очень просто.

- Если бы ты мог выбирать, где жить, на каком бы городе мира остановился?
- Я могу жить только в России. Москва – мой любимый город! Конечно, ситуация в стране угнетает, часто не понимаю, что происходит, чувствую себя потерянным. В моем понимании Родина должна находиться в покое, процветать и развиваться. И в се равно ни в Америке, ни в Англии, ни в Австралии остаться бы не смог. Здесь мои корни, друзья, близкие. И потом, я уверен, что золотой век России обязательно наступит!

- Ты оптимист?
- Законченный!

Екатерина Семенова • газета "За калужской заставой", № 12 от 27 марта – 2 апреля 2003 года • 04.2003