Приходилось ли вам испытывать муки творчества? Если вы человек креативный — сочиняете истории, пишите сценарии, рисуете картины — то ответ будет безусловно положительный, но сами мучения могут значительно отличаться. Многие сочинители описывают этот процесс, «муки» входят в тройку лидеров среди наиболее популярных тем для сочинений, уступая только неразделённой любви и жажде власти и богатства. Всегда можно почитать, как происходит этот процесс. Например, к Есенину приходит «Чёрный человек»: «Ах, люблю я поэтов! Забавный народ. В них всегда нахожу я Историю, сердцу знакомую…» Волошина навещала Изночница: «Пришла изночница; в постель Она со мной легла. И мыслей сонную метель Качает мгла». Кстати, «изночница» — это «бессонница», а не та женщина, на которую вы могли подумать. И именно расстройство сна запускает процесс сочинительства: «Придет волна, отхлынет прочь, Опять плеснёт в лицо, И пред зарею птица-ночь Снесёт яйцо…»
То есть почитать про эти «муки мученические» — это всегда пожалуйста. А можно ли визуализировать и увидеть их? Режиссёр Максим Лакомкин решил персонифицировать эти «терзания самореализации таланта» и показать процесс мучений творческого человека в спектакле «Я» в арт-кафе Театра на Юго-Западе. Для разговора о природе таланта и законах творчества он выбрал пьесу Антона Маркова.
«Она о главном – рассказывает режиссёр спектакля Максим Лакомкин, – о необходимости делать то, что предназначено судьбой: писать, играть, открывать себя, созидать здесь и сейчас, без сомнений и остановок. Творчество – способ общения с миром. Сегодня мир изменился, но соловей не может не петь, а художник – не творить. Спектакль об этом».
Изначально на сцене появляется не выспавшийся демиург, творец, создатель своего внутреннего мира. В программке он обозначен как «Я» в исполнении Егора Кучкарова. Выглядит он, мягко говоря, затрапезно — в мятых после сна брюках и грязной майке-алкоголичке. Спросонья он пытается составить последовательность самых неотложных дел: справить нужду (большую или малую?), почистить зубы или написать, наконец, свой нетленный шедевр? Чуть позже в существующий лишь в голове демиурга мир врывается его «альтер эго», Он — Андрей Кудзин: наводит свои порядки, вселяет сомнения, перехватывает инициативу управления внутренней вселенной. И даже когда появляется «муза» создателя, Она — Алина Дмитриева — милая кроткая блондинка в мужской рубашке на голое тело, «альтер эго» нагло убеждает «демиурга» в том, что это не его женщина и на ней не его рубашка. А рубашка героя Андрея Кудзина. Такая ситуация знакома творческим людям: персонаж не слушается автора. Получается такой своеобразный любовный треугольник — Я, Он, Она. Художник создаёт себе женщину (например, Пигмалион ваяет себе Галатею), но в их отношения вмешивается альтер эго художника, третий лишний. Но и это ещё не всё!
О существовании четвёртого героя пьесы я начал догадываться ещё до начала спектакля, когда ко мне подошла администратор и попросила не занимать соседнее кресло. «Это для Шаламова!» — объяснила она. Позже, когда он уже уселся, буквально втиснулся рядом со мной, я понял, что Денис Шаламов — это Некто: огромных размеров, непредсказуемый, неуправляемый и бесцеремонный четвёртый персонаж. Он ещё круче, чем альтер эго. Если альтер эго не подчиняется своему автору, то Некто живёт абсолютно соей жизнью: на него не может повлиять ни сам автор, ни его альтер эго, ни куратор автора от издательства, ни режиссёр, ни второй режиссёр, ни продюсер — вообще никто. Даже таинственные и всемогущие абоненты телефонных номеров 999 и 666…
Не имеет смысла дальше раскрывать сюжет, спойлерить. Но спектакль будет интересен всем. И начинающим «креаклам», авторам, копирайтерам, пишущим редакторам — всем, кто сталкивался в основном с творческими проблемами первого уровня, например, со страхом чистого листа. И весьма продвинутым — авторам 80-го уровня, которые уже мучаются глобальными, философскими вопросами: «Кто я? Тварь дрожащая или право имею? Я — ремесленник, талант или гений? Медийная личность или кумир миллионов, властитель дум?»
Оригинал статьи можно прочитать здесь