Сергей Шведов • Журнал "ТВ Парк", 13-19 июля 1998 года • 13.07.1998

Я могу ещё и посостязаться с красавцем

Главная / Пресса / Сезон 21

Почему иной актёр имеет массу поклонниц, несмотря на то, что лицо его отнюдь не является эталоном красоты? Может быть, всё дело в неком магнетизме личности? Виктор Авилов относится как раз к такому типу актёров. Нам показалось интересным попросить прокомментировать его феномен профессионального психоаналитика.

_____________________________________________________________________________________

Точка зрения специалиста
(Илья Гернет)
Авилов (к этому же типу относятся, например, Высоцкий, Депардье) – это архетип, то есть зримое отображение наиболее архаической природы человека того времени, когда люди ещё не разделялись по расовым или национальным признакам, иначе говоря, "абориген земли". Человечество эволюционировало, но благодаря причудам природы или, возможно, провидению, "аборигены земли" появляются среди нас и поныне.
Они могут быть наделены или не наделены талантом, но всегда фактурны. Любая характерная роль им подходит. При этом должно быть соблюдено единственное обязательное условие: изображаемый герой должен быть личностью значительной, незаурядной. В таком случае архетип становится носителем этой значимости. Характерно, что при этом неважно, положительный это герой или отрицательный. Ангел – дьявол. Эффект контраста. Такие актёры не выходят из моды. Герой с чертами антигероя – это пикантность, особый изыск.
При любых обстоятельствах такой человек останется только самим собой. Его поведение и реакции эксцентричны, но предсказуемы, пороки узнаваемы. Такие люди пользуются определённым лимитом общественной терпимости, в том числе и в отношении того, что касается морали и нравственности.
Любовь к таким людям не подразумевает обратной связи, а потому это чаще всего иллюзия, желаемая мечта, ускользающий горизонт. Они не испытывают чувства вины, и обижаться на них бессмысленно. Они не делятся "душевным теплом", но и особенных жертв со стороны не требуют. Их, по сути, трудно чего-либо лишить, они в определённом смысле самодостаточны.
_________________________________________________________________________________

- Виктор, в театре и кино ты играл в основном таинственных, мистических персонажей: Воланда, Гамлета, графа Монте-Кристо, Арбенина. Как ты думаешь, почему тебя приглашают на такие роли? Из-за твоей демонической внешности или из-за сильного характера?
- Мой характер не имеет ничего общего с характерами моих персонажей. Их приходится изображать по системе Станиславского – "я в предлагаемых обстоятельствах". Актёр – человек подневольный. Мне говорят: "Играй", но кто может объяснить, как играть Воланда или Гамлета? Каждый актёр делает это в меру своих способностей: талантливый артист играет талантливо, бездарный – бездарно. Вообще, невозможно ответить на такой вопрос в нескольких словах, это беседа на пять часов.

- Графа Монте-Кристо в своё время играл Жан Марэ, Арбенина – Мордвинов, Гамлета – Смоктуновский. Красавцы…
- Я могу ещё и посостязаться с красавцем – кто больше женщин очарует.

- Говорят, у тебя толпы поклонниц.
- Устал я от них.

- Чем же ты их притягиваешь?
- Наверное, нестандартностью. К тому же я – экстрасенс. Могу, например, лечить людей руками, не дотрагиваясь до тела. Профессионально этим не занимаюсь, но если человек на улице вдруг теряет сознание, я могу его реанимировать.

- Вот это да! Я об этом не знал, зато слышал, что в театр, а потом и в кино ты попал сразу из шоферов-дальнобойщиков…
- Не совсем так. Меня журналисты кем только не делали: дальнобойщиком, таксистом. Ни тем, ни другим я не был. Работал водителем на автобазах, больше всего на двадцать девятом комбинате: водил МАЗ с прицепом, загружал песок в Рублёве и возил на стройки в Ясенево, Медведково и прочие новые районы. Шестнадцать тонн за поездку…

- И параллельно в театре играл?
- Тогда это называлось самодеятельностью. Утром – на работу, а в свободное время мы собирались и играли.

- Ты уже до армии "заболел" театром?
- Нет, сразу после. Идеей создания театра меня увлёк Сергей Белякович, с которым мы учились с первого класса и были друзьями по двору. А его старший брат, Валерий Белякович, тогда тоже был одержим сценой. Он занимался в ТЮМе (Театр юного москвича при Дворце пионеров – Ред.), стал режиссёром. И вот Сергей как-то с ним полночи на кухне проговорил, увлёк идеей, и тот согласился создать собственный театр. "Только, - говорит, - где я артистов найду?" Тогда Сергей пригласил нас, а Валерий взял тех, кто у него занимался в ТЮМе. Слава Гришечкин, Тамара Кудряшова, Галя Галкина, Олег Задорин – все они оттуда. Им было лет по тринадцать-четырнадцать, а мы уже армию отслужили. И так все объединились.

- А родители как относились к твоему увлечению?
- Никак. Ходит парень после работы в самодеятельность, и пусть ходит. А потом времена резко изменились, и из этой самодеятельности получился профессиональный Театр на Юго-Западе. Но мы были и остались одной семьёй, всегда вместе во всех проектах.

- Галя Галкина была твоей женой?
- Да. Она была моей второй женой. Но мы давно расстались, хотя по-прежнему работаем в одном театре, отношения нормальные. У нас двое детей, старшей, Ане, – семнадцать, она заканчивает школу, младшей, Оле, - тринадцать.

- Аня артисткой стать не мечтает?
- Не знаю, куда она будет поступать. Ничего не навязываю. Пусть выбирает сама. Это её личная жизнь – не приведи, Господи, давить на детей. Сейчас я живу с третьей женой, её зовут Лариса, она из Одессы. Пока не работает. А детей, слава Богу, нет.

- Почему слава Богу?
- С детьми хорошо, когда есть дом, очаг, а когда всё это ещё надо устраивать – какие дети?! С семьёй без необходимых условий сложно, хотя я, как бывший шофёр, привык на колёсах…

- Давай вернёмся к творчеству. С чего начался Театр на Юго-Западе?
- Первые несколько лет, пока это была студия, мы с ребятами скитались по углам – клубам, подвалам, "красным уголкам". Когда намечались какие-нибудь выборы, нас бесцеремонно выгоняли. Это была не жизнь, а каторга. А в этом помещении на Юго-Западе мы уже двадцать лет, в прошлом году отметили свой юбилей. Признание началось с горбачёвской перестройкой: нас пригласили в Америку. Хотя мы больше "университетский" театр, чем "бродвейский". Университет, нас приглашавший, брал на себя обязанности по встрече, размещению. Сначала мы побывали в Вашингтоне, Чикаго, Мемфисе…

- На родине Элвиса Пресли?
- Мы были в его доме, видели его личный самолёт, автобус, оборудованные специально для него, с душем, кухней, спальней. А потом со спектаклем "Гамлет" поехали на Шекспировский фестиваль в город Омаху, самую глубинку Америки.

- Как вас принимали?
- В те годы для американской провинции русские, да ещё в "Гамлете", стали открытием. Доходило до смешного. В Омахе отыграли два-три спектакля, а потом мы с покойным Геннадием Коробовым зашли в супермаркет, хотели купить чай. Там рядом с кассой стоял какой-то начальник, наверное, старший менеджер. Вдруг он нас увидел и: "О-о-о!" – как залопотал что-то быстро-быстро, ничего понять нельзя, да и тогда мы в английском были не в зуб ногой. А менеджер нас уже тянет куда-то за рукав. Затаскивает в свою подсобку и приносит целый мешок подарков для всей группы. И почему-то подарил много блоков длинных дамских сигарет "Капри" – всё от себя лично. И сказал нам: "Вчера я видел "Гамлета". И тут вдруг я, Гамлет, сам пришёл в его магазин! А ведь это город "Ома-хах…" Это американцы так шутят: произнося название родного города, зевают, ведь они там почти спят на ходу от скуки. А мы потом шутим по-своему: "Ома-ха! Ха! Ха!" А этой осенью мы были в Америке седьмой раз. Как всегда, возили наши фирменные спектакли – "Мастер и Маргарита", в котором я играю Воланда, "Сон в летнюю ночь" Шекспира… На сей раз нас пригласил Иллинойсский университет, город Чикаго.

- В кино ты прославился ролью Платона Андреевича в знаменитом "Господине оформителе". Кто тебя пригласил на эту роль?
- Режиссёр фильма Олег Тепцов учился тогда на режиссёрских курсах, и ему надо было сделать короткометражку. Юрий Арабов предложил ему свой сценарий по рассказу Александра Грина "Серый автомобиль". Причём Арабов его так перелопатил, что от Грина там ничего не осталось, только имена героев. Потом Тепцов стал искать актёров. А сценаристка Надя Кожушанная, к сожалению, безвременно скончавшаяся, привела его к нам в театр. Олег меня увидел и решил снимать.

- И ты сразу согласился?
- Проблемы были. Как раз тогда Валерий Белякович нам категорически запретил сниматься "Ребята, вы ещё не доросли". Он боялся звёздной болезни. Так что я даже отпроситься у него бы не смог. Но тут как раз подошёл мой отпуск и мы за это время всё быстренько отсняли.  Причём на те деньги, которые Тепцову дали на короткометражку, пятьдесят тысяч, мы, как настоящие камикадзе, сняли почти полный "метр". Показали этот вариант Армену Медведеву, в то время – главному редактору Госкино. Фильм ему понравился, и он сказал: "В прокат!". Тепцов говорил: "Не дай Бог, там двух-трёх связок не хватает". Армен ему: "Доводи до ума", и на это дал уже двести пятьдесят тысяч. Но тут-то фильм и испортился – наснимали много лишнего.

- Какой же своей картиной ты доволен?
- Никакой. Кино для актёра вообще не искусство, это дрянь и халтура. Вот сейчас я выйду на сцену и без дублей три часа отработаю. И если где-нибудь ошибусь – это мой прокол. А в кино если ошибусь, то эпизод переснимут, и ещё девять дублей сделают, и выберут лучший.

- И часто ли в театре ты допускаешь ошибки?
- Да сколько угодно! Как и все. В "Драматических отрывках" из Гоголя я играл Собачкина. Мне надо было сказать: "Табакерку взял, платок взял" – и так далее. И чёрт меня дёрнул уточнить: "Носовой платок", ведь в тексте этого нет. Я быстро всё перечисляю и говорю: "Платовой носок…" Вижу, что-то не так, у Ирины Бочоришвили, моей партнёрши, глаза делаются круглыми. "Ой, нет, - говорю, - носок платовой". Опять не туда. Ирина говорит: "Ладно, неважно, давайте дальше". Все в зале ржут. Я плюнул на всё и "поехал дальше".

- Видно, ты только театром и дышишь. Кино не любишь и на телевидении редко появляешься…
- Очень я им недоволен. Ладно, сериалы пусть бабушки смотрят. Но рекламой задушили совсем, прокладками этими. И самое смешное, когда на всю страну объявляют: "У женщин – свои секреты" – и тут же их "утюжат". Что же это за секрет такой?

- "Петербургские тайны", в которых ты играешь доктора Кацеля, тоже сериал…
- Я ругаю "мыльные оперы", а "Петербургские тайны" поставлены по прекрасному роману Крестовского. Я играл с удовольствием. Фильм снимал отличный режиссёр Леонид Пчёлкин. Моими партнёрами были великолепные актёры – Розанова, Яковлев, Караченцов, Раков… Всех не перечислишь.

- А тебе не предлагали сниматься в рекламе?
- Один раз снялся, но, слава Богу, её нигде не показывали! Я изображал дирижёра, который делал четыре движения: в одну сторону палочкой – дзинь, в другую – дзинь, перед собой – дзинь. Он как бы спрашивает оркестр, мол, все готовы? И последнее – взмах руками. Мне заплатили триста пятьдесят баксов. Мы с ребятами смеялись: за первое движение – сто, за второе – сто, за третье – сто и полтинник. Но мы сейчас пробуем на телевидении кое-что своё раскрутить.

- Неужели программу?
- Передачу о рыбаках и рыбке, в которой я буду ведущим.  Не знаю, удастся ли, но было бы здорово. Сам я рыбак заядлый, рыбачу всю жизнь.

- И зимой или только летом?
- Я объездил все водохранилища вокруг Москвы – Озернинское, Истринское, Иваньковское на Волге. Но зимой просто не получается. Ведь нормальный человек отработает неделю, а субботу и воскресенье свободен. А у нас пятница, суббота и воскресенье – самые рабочие дни. Порыбачить удастся разве что летом, в отпуске. Вот ездили на Волгу, под Астрахань. Я всю жизнь был "лещатником", хищную рыбу – щуку, судака, не ловил. А тут мы как раз вернулись с гастролей из Японии, где я купил себе классный спиннинг. Но не знал, как им пользоваться. Мы с моим другом Славой Фёдоровым поехали в дельту Волги, где огромное количество рукавов и протоков, - целая страна. И когда мы встали в одном из протоков, я вдруг обнаружил, что не знаю, как к этому спиннингу подступиться. Слава, который щук ловил, дал мне какую-то блесну и говорит: "Вить, если рыба клюнет, тяни, не давай слабину, иначе сорвётся". Короче, клюнуло. Я тяну, тяну, уже на спину лёг, в ил, но всё не отпускаю, тяну и … вылавливаю щуку диких размеров! Славка подходит: "Ёлки-палки, столько лет рыбачу – такой добычи никогда не было. А этот лох, лопух, первый раз взял в руки спиннинг, и сразу такой трофей!" Щука была в самом деле огромная, я её еле-еле выволок.

- Да, рыбацкие рассказы… Но, как бы ты ни ругал кино, публика знает актёра, в первую очередь, по киноролям. Какой, на твой взгляд, экранный образ Виктора Авилова запомнился зрителям больше всего?
- Когда я приезжаю в Питер, меня встречают, кричат: "О, господин оформитель!". Когда я приезжаю в Одессу, говорят: "О, граф Монте-Кристо!" – потому что фильм там снимался. А в Москве всё вперемежку: и узник замка Иф, и господин оформитель, иногда вспоминают и "Смиренное кладбище".


Сергей Шведов

Сергей Шведов • Журнал "ТВ Парк", 13-19 июля 1998 года • 13.07.1998